Не звони мне, не звони!

18 Декабрь 2021 465
По данным компании «Лаборатория Касперского», 70% всех звонков с неизвестных номеров приходится на спам-звонки. Фото: Анны Кадниковой
По данным компании «Лаборатория Касперского», 70% всех звонков с неизвестных номеров приходится на спам-звонки. Фото: Анны Кадниковой

Этим летом специалисты аналитического центра НАФИ опросили 1,6 тысячи человек из 53 регионов России, и выяснили, что 89% респондентов периодически получают спам-звонки. Они отнимают наше время, а зачастую и нервы. Убедиться в этом после ряда ночных звонков удалось на собственном опыте. Пришлось потратить немало часов, для того чтобы разобраться в том, как защититься от навязчивой рекламы и наказать докучающих бизнесменов.

Ночной дозвон

Рекламные роботы звонили на мой номер и раньше, предлагали «переобуть» машину у некоего Славика или посетить распродажу шуб. Но серьёзного негатива эта реклама не вызывала, потому что звонки совершались днём и были не навязчивыми. Положил трубку и забыл.

Отношение к спам-звонкам изменилось, когда в городе Белогорске открылся некий массажный салон. Об этом знаменательном событии мне сообщили посреди ночи. Стоило положить трубку, как рекламный звонок раздавался снова. Отправка номера в чёрный список тоже не помогала и через несколько мгновений мне звонили с другого телефонного номера. Так продолжалось несколько ночей и в какой-то момент стало ясно, что это проблема и с ней надо разбираться вдумчиво.

Кто виноват?

Чаще всего спам-звонки исходят от операторов колл-центров, рекламных роботов и мошенников. В отличие от рекламных роботов, звонивших мне среди ночи, операторы колл-центров - живые люди, которые выполняют свою немудрёную работу. Они обзванивают потенциальных клиентов и предлагают им купить какой-то товар или услугу. Тревожить ваш ночной сон они не будут, но тоже могут доставить немало хлопот. Дело в том, что зарплата таких специалистов часто зависит от их продуктивности, поэтому, желая что-либо продать, они могут проявлять настойчивость, граничащую с навязчивостью.

То, что мы называем рекламными роботами, на самом деле просто записанное голосовое сообщение. Вы поднимаете трубку, и оно начинает проигрываться. Некоторые компании проявляют креативность и создают более сложные алгоритмы на основе искусственного интеллекта. Они стараются имитировать живой разговор: задают вопросы, переспрашивают в случае неразборчивого ответа, реагируют на слова и даже эмоции собеседника.

Хуже всего, если ваш номер попал в руки мошенников. Они звонят своим жертвам и, представляясь сотрудниками банков, правоохранительных органов или медицинских клиник пытаются выведать у них данные банковской карты либо заставить совершить какие-либо действия. Часто мошенники хорошо знакомы с методами социальной инженерии. Главная цель злоумышленников - завладеть деньгами жертвы. Они могут использовать программы для подмены номера. Звонок с короткого знакомого номера автоматически вызывает доверие абонента. Дальше - дело техники.

Что делать?

Самое простое решение проблемы со спам-звонками - сбрасывать вызов. Увы, как показал мой опыт, оно не самое эффективное и можно не сомневаться, что звонок от фирмы «Рога и копыта» повторится. Есть более надёжные способы избавиться от внимания спамеров. К примеру, вы можете прийти в офис компании, донимающей вас спам-звонками, и написать заявление с запретом на использование персональной информации. Как правило, после этого звонки прекращаются.

Также можно создать в смартфоне собственный «чёрный список». Туда можно отправлять один за другим всех спамеров. В следующий раз до вас они просто не дозвонятся. Но это в теории. На практике такая ручная настройка спасает на непродолжительное время. Благодаря возможностям ip-телефонии спамеры уже на следующий день позвонят вам с другого телефонного номера.

Ещё один способ самозащиты от спама - подключение функции «заглушение неизвестных». Она есть почти во всех смартфонах и при её активации дозвониться до вас смогут только люди из телефонной книги, собеседники из мессенджеров и те, кому вы сами звонили, но номер не сохранили. Но есть и минус - до вас не смогут дозвониться деловые партнёры, клиенты и старые друзья номеров которых не окажется в телефонном справочнике. Посылку от курьера вы также рискуете не получить.

Как вариант, можно установить на телефон специальные приложения, которые помагают отсеять спам-звонки.. Самые популярные: Who Calls, Truecaller, Не звони мне, Call Blocker, Яндекс - с Алисой и др. Приложения сверяют входящий звонок с базой номеров, которая у них есть. Если он идентифицируется как спам, то приложение уведомляет об этом хозяина телефона. Некоторые программы определяют, какой организации принадлежит номер, и даже могут показать подкатегорию. Например, «финансовая организация - займы».

Кроме того, практически все крупные сотовые операторы предлагают услугу блокировки нежелательных звонков. При обнаружении признаков спама входящего вызова на экране абонента появляется предупреждение. Можно просто сбросить или проигнорировать вызов, что сэкономит время. Впрочем, иногда алгоритмы ошибаются и записывают в нежелательные и полезные звонки, например, из банка. 

Увы, идеальной защиты не существует, но с помощью этих приёмов можно минимизировать ущерб от навязчивых звонков.

Куда жаловаться?

Реклама товаров или услуг без вашего согласия нарушает закон. Если такие звонки продолжаются из раза в раз, а собеседник не понимает отказа, пора действовать. Алгоритм следующий. Предупредите собеседника о включении записи разговора. Далее включите запись разговора. Поинтересуйтесь у собеседника, какую компанию он представляет, попросите назвать ФИО и должность.

Получив эти сведения, жалуйтесь в Федеральную антимонопольную службу. Можно заполнить специальную форму на сайте Госуслуг или использовать специальное приложение «Госуслуги» для Android и iOS. В жалобе укажите собственные фамилию, имя и отчество, место жительства, а также номер, с которого был совершён спам-звонок. Также опишите в вольной форме суть нарушения и прикрепите к заявлению запись разговора.

Срок рассмотрения жалобы - 1 месяц. Если по вашему заявлению возбудили дело об административном правонарушении, то вы получите уведомление об этом.

Также можно написать жалобу в Роскомнадзор. Там разбирают случаи нарушения закона о защите персональных данных. Сроки рассмотрения такие же.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.