Надежда, Вера, Урие

16 Ноябрь 2021 1522

Старшая из них открыла женщинам путь в мир, считавшийся исключительно мужским, - в науку. Младшие, блестяще совмещая учение и служение людям, доказали - неслучайно. Их изыскания, труд приносят пользу всё новым и новым поколениям.

Дочь крестьянина

Неподалёку от Лазурного, под Алуштой - могила Надежды Прокофьевны Сусловой - первой из российских женщин, что получила диплом доктора медицины, хирургии и родовспоможения. Защищалась в 1867-м в Цюрихском университете (Швейцария), научный руководитель - физиолог Иван Михайлович Сеченов. Благодаря ему и Сергею Петровичу Боткину, профессорам Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, разрешившим нескольким женщинам быть вольно­слушательницами, и появилась у нас дипломированный врач женщина.

Надежда родилась 1 сентяб­ря 1843-го в Нижегородской губернии, в семье крепостного крестьянина, вначале дочь обу­чала грамоте мама, а потом, когда отец, получив вольную, заработал капитал, девочку устроили в пансион. Диплом, полученный в Швейцарии, пришлось подтвердить уже в России, снова сдав экзамены. А потом была работа в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и в Крыму, куда в имение Кастель Приморский, принадлежавшее мужу, врачу Александру Ефимовичу Голубеву, переехали в 1892-м. Кстати, это второй её супруг - учась в университете, вышла за основоположника науки о гигиене Фёдора Фёдоровича Эрисмана.

В Крыму у Надежды Прокофьевны была большая частная практика - со всего полуострова стремились попасть страждущие, а сколько младенцев в Ялтинском уезде (где находилось имение) появились с её помощью. По десятку человек в день принимала бесплатно, помогая лекарствами, которые часто привозили из столицы. А ещё благодаря меценатству Надежды Прокофьевны и Александра Ефимовича в Кастеле появилась школа, в Алуште и Ялте - гимназии и больницы. Первой в стране женщины с дипломом врача не стало 20 апреля 1918-го. Все инструменты, лекарства она завещала уездной больнице, в мятежном году с их помощью спасено ещё много жизней.

А в современной Алуште пациенты горбольницы считают хорошей приметой подойти к памятнику Надежде Сусловой, установленному в местном сквере.

Из Питера

Недавно на историческом здании Республиканской больницы имени Николая Александровича Семашко, на улице Киевской, в Симферополе, появилась мемориальная доска. Настоятель храма-часовни Святителя Луки Крымского (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) отец Иосиф освятил её в честь Веры Леонидовны Лесницкой, основателя крымской нейрохирургии. Освящение символично многократно: ведь учёная и врач хорошо знала хирурга Валентина Феликсовича, а ещё она - дочь священника Леонида Афанасьевича, казнённого большевиками в 1918-м - баржу со священниками затопили в Финском заливе.

Вера родилась 11 апреля 1898-го, рано осталась без мамы (увы, её имя, как и мам иных наших героинь - неизвестно), а после окончания женской гимназии поступила в Санкт-Петербургский женский мединститут. Но учиться пришлось в суровые годы Гражданской войны: днём - занятия, ночью работа в тифозных бараках города. Зато невропатолог и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев пригласил выпускницу, изучавшую нервные заболевания, в Государственный институт медицинских знаний. А затем пришла и любовь - с Иоганном Готлибовичем Ганзингом (он, как и сестра жены, погибнет в блокадном Ленинграде) у них родились дочки Ксения и Елизавета.

Врач работала невропатологом в железнодорожной больнице города, потом связала практику с наукой в Ленинградском нейрохирургическом институте (ныне - Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт имени профессора Андрея Львовича Поленова). Но защитить диссертацию, создаваемую под руководством профессора Военно-медицинской академии Виктора Николаевича Шевкуненко, старшему научному сотруднику помешала Великая Отечественная: Вера Леонидовна стала ведущим нейрохирургом и завотделением эвакуационного госпиталя в Ленинграде. Зимой 1942-го её - диагноз «полное истощение» - и маленьких дочек по Дороге жизни, по льду Ладожского озера, вывезли в Череповец. Едва поправившись, приступила к работе в госпитале, откуда выписалась, проведя сотни нейрохирургических операций. Потом оперировала в Вологде - ведущий нейрохирург нескольких крупных госпиталей. Там награждена орденом Красной Звезды

(в мирное время, в Крыму, будет орден Трудового Красного Знамени), смогла защитить кандидатскую диссертацию. Спустя четыре года, уже в Ленинграде, стала доктором медицинских наук - возродила тему, что разрабатывалась ещё до войны. Правнук Дмитрий Кольцов рассказывает в интернете семейную историю, что военврач не любила военную форму. «После госпиталя, гуляя с дочкой по городу, Вера Леонидовна встретила военного коменданта, заметившего: «Я вас очень уважаю, но, если ещё увижу без военной формы, придётся посадить вас на гауптвахту». В ответ прозвучало: «Если вы увидите меня в военной форме, вам придётся посадить меня в психушку» (при выписке из госпиталя ей выдали комплект формы - пилотку и трусы). Вернувшись в город на Неве, кавалер медали «За оборону Ленинграда» создала нейрохирургическое отделение в Психоневрологическом институте имени Владимира Бехтерева.

Но послевоенные проблемы со здоровьем вынудили сменить климат: в 1951-м Вера Лесницкая переведена в Крымский медицинский институт (ныне Медакадемия имени Сергея Ивановича Георгиевского), где создала и возглавила курс нейрохирургии при кафедре нервных болезней. И стала главным нейрохирургом полуострова: её стараниями на базе больницы имени Николая Семашко открыто первое в истории региона нейрохирургическое отделение. Позже подобные открылись в других крупных городах полуострова, а в мединституте, как пишет ученик доктора медицинских наук профессор Василий Васильевич Могила, «появилась кафедра нейрохирургии» (по некоторым данным - первая в стране в медицинском вузе). Веры Леонидовны не стало летом 1978-м - на пенсии она жила в полюбившемся Севастополе. Но её разработки, её школа и теперь помогают спасать жизни.

Помеха 1944-го

Из всех наших героинь Урие Азизова - коренная крымчанка и единственная, кому не удалось защитить диссертацию. Она уже была наработана, но вмешался случай, точнее, национальность: крымская татарка, после депортации земляков в мае 1944-го уже не имела права заниматься наукой.

Урие родилась 13 апреля 1908-го в Симферополе, о её детстве и юности, пришедшихся на годы Гражданской войны, неизвестно ничего. Но в 1925-м девушка поступила на естественное отделение Крымского пединститута имени Михаила Васильевича Фрунзе (ныне Федеральный университет имени Владимира Ивановича Вернадского). А на пятом курсе биолог, одна из лучших студенток факультета, получила приглашение научного секретаря Всесоюзного института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) Нестора Ивановича Либизова стать сотрудницей региональной опытной станции института для изучения лекарственных растений Крыма.

Урие Якубовна писала, что народная медицина полуострова знает не менее 12 тысяч лекарственных растений, по итогам своих экспедиций (сотни километров пешком по всему полуострову) смогла описать 127 видов, структурировав по заболеваниям, от которых спасают. Одна из многочисленных научных работ нашей землячки посвящена лекарству цитизину, облегчающему дыхание, - его готовили только из крымских трав. За два года до Великой Отечественной Урие Азизова с мужем химиком Зубеиром Меджитовичем Байрамовым и маленькими детьми Энвером и Дилярой переехала в Москву. Она стала работать в ВИЛАР, он - учиться в аспирантуре пединститута: за пару лет до этого семья пережила ужас репрессии, когда мужчину по ложному доносу арестовали, к счастью, ненадолго. Биолог, по рассказам внука Виталия Монастырского, создавала под руководством Бориса Александровича Келлера Московский зоосад при Академии наук СССР. А муж в июне 1941-го ушёл на фронт: позже пришло извещение - «пропал без вести в марте 1942-го» (в семье считают, что погиб под Ельней в октябре 1941-го).

О депортации крымских татар наша землячка, так и не успевшая защитить диссертацию, узнала после Победы, когда за семьёй была установлена слежка: пришлось отказаться от научной работы. Урие Якубовны не стало 17 нояб­ря 1982-го, но описанные ею лекарственные растения полуострова и поныне востребованы не только в народной медицине, но и в официальной фармакологической промышленности. Вот такие судьбы женщин учёных, связанных с Крымом, - своим трудом и служением людям они достойны памяти.

 Вера Лесницкая.

 Надежда Суслова.

 Урие Азизова.

Фото из открытых источников.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.