Суворовский полуостров

9 Ноябрь 2021 1127

Суворово (Ючь-Илга-Джулга) под Армянском и Суворово (Аранчи) в Бахчисарайском районе, Суворовский спуск и проспект Суворова в Симферополе, Суворовский дуб у Белогорска… И ещё множество названий, связанных с именем человека, спасшего полуостров от чумы, выбравшего, по сути, места для будущих Симферополя и Севастополя. Человека, «благословенного» стать воином императором Петром Великим. 245 лет назад в уже независимое Крымское ханство, но ещё не в официально российский Крым прибыл Александр Васильевич Суворов.

Печка спасла

Нет, конечно, лично первый император Всея Руси Пётр Алексеевич о существовании мальчика Александра, также как и он любившего Россию и увлекавшегося военными науками, не знал - они из разных десятилетий. Но вот старинный палаш (клинок) с надписью на лезвии «Пётр I» юный Александр Суворов считал своей первой заочной боевой наградой, талисманом. Он получил его в дар от настоящего крестника Петра Великого - Абрама Ганнибала. Впрочем, отец мальчика, Василий Иванович, тоже был крестником Петра Первого, служил у него денщиком и переводчиком, и, конечно мечтал генерал-аншеф, что первенец (родился 13 ноября по старому стилю) продолжит военную динас­тию, ещё с дедов-прадедов России служили Суворовы.

И имя с женой Авдотьей Федосеевной выбрали подходящее - в честь Александра Невского, «мужественный» в переводе с греческого. Но родился малыш недоношенным - слуги в отцовском имении в Ивановском крае посоветовали «запечь» его: был на Руси такой способ спасения деток - заворачивали в ржаное тесто и отправляли в тёплую печку. Да и потом на печи спал мальчик: сил набирался, и закалялся сам. В общем, готовился-таки к службе, а попутно изучал военную нау­ку по книгам из отцовской библиотеки.

И поразил знаниями отцовского друга генерала Абрама Ганнибала: «Если бы жив был батюшка Пётр Алексеевич, поцеловал бы его в лоб и определил обучаться военному делу». Отец определил мальчика в лейб-гвардейский Семёновский полк. Вот такое своеобразное благословение от Петра Великого будущему генералиссимусу было дано его крестниками, и палаш первого императора России стал талисманом. А ещё был серебряный рубль - талисман, полученный из рук дочери Петра Великого, императрицы Елизаветы Петровны. Он был часовым у дворца в Петергофе, когда императрица проходила мимо, так лихо взял на караул, что она остановилась, а узнав: мальчик сын генерала Василия Суворова, протянула ему монету. «Государыня, - сказал 15-летний Александр. - Не возьму! Закон запрещает солдатам брать деньги, стоя на часах». Елизавета Петровна похвалила юного воина, а рубль положила на землю: «Возьми, когда сменишься».

«Победителей не судят!»

Эти слова произнесла другая императрица - Екатерина Великая - когда получила из Военной коллегии документы, по которым Александр Суворов приговаривался к… смертной казни. За то, что в русско-турецкую войну 1768- 1774-го с ходу занял со своими солдатами крепость Туртукай на правом берегу Дуная. Но не согласовал с командующим армией, направлявшим группу лишь в разведку. К тому времени Александр Васильевич знал военную науку не только по книгам: принял боевое крещение в Семилетней войне с Пруссией (1756-1763). И уже тогда наши воины взяли Берлин. Потом война в Польше против войск Барской конфедерации, Речи Посполитой, поддержанной Францией и Османской империей. С этой империей Россия воевала и за Крым, в ту русско-турецкую войну, когда полководца приговорили к казни, его войска выиграли битву при Козлуджи, что стала решающей для заключения Кючук-Кайнарджийского мира. И признания Турцией независимости Крымского ханства.

Но хоть и было такое признание, но 245 лет назад началось новое сражение за Крым. Императрица Екатерина Вторая, по представлению Григория Александровича Потёмкина, отправила Александ­ра Суворова на полуостров, в помощь командующему корпусом Александру Прозоровскому. В конце 1776-го Александр Васильевич временно, из-за болезни Александра Александровича, возглавил корпус. Выступление из Ак-Мечети на Карасубазар (Белогорск) против значительного скопления турецких

войск, выступивших на стороне хана Девлет-Гирея, в то время как ставленником России был Шагин-Гирей, окончилось победой русских. А в конце марта 1777-го солдаты Суворова возвели на берегу Салгира первую русскую постройку - Александровский редут. Теперь в этом районе Симферополя есть сквер Суворова и памятник полководцу. А ещё бюст в его честь установлен на памятнике Екатерине Великой в Екатерининском саду - вместе с Григорием Потёмкиным, Василием Михайловичем Долгоруковым-Крымским и Яковом Ивановичем Булгаковым, сделавшими Крым частью России.

Вновь Крымский корпус Александр Суворов возглавил весной 1778-го, сразу принявшись за укрепление обороны: в населённых пунктах появились гарнизоны, вдоль побережья - наблюдательные посты. Ставку из Бахчисарая перенёс полководец в Гезлёв (Евпатория). Кстати, благодаря Александру Васильевичу город тогда избежал эпидемии чумы, свирепствовавшей в Европе: солдаты отремонтировали бани, купание в них стало для всех обязательным и бесплатным; жителей обязали побелить дома и дворы, а для всех въезжающих, как и для ввозимых товаров, был строгий карантин. Спас от чумы и осады командующий корпусом и район Ахтиарской бухты (уже приглянувшийся ему для будущего Севастополя). Её закрыли для любых кораблей, а туркам, собиравшимся высадиться с десантом, было объявлено о свирепствовании в том месте заболевания. Зато первые русские укрепления вскоре появились по берегам. Часто приезжал в Крым Александр Суворов и в 1792-93 годах, когда командовал войсками в Екатеринославской губернии и Таврической области, у нас он работал над книгой «Наука побеждать», чьи посылы и теперь востребованы в армии. За присоединение полуострова к России Александр Васильевич награждён орденом почитаемого им Александра Невского, а в дар от императрицы получил табакерку, осыпанную бриллиантами.

Он не проиграл ни одной битвы, захватив у неприятеля не только большое количество трофеев, но и более шестисот знамён, что для подразделения означало гибель. Кроме ордена Александра Невского, награждён тремя орденами Святого Георгия, орденом Анд­рея Первозванного, многими российскими и иностранными наградами. Он учил солдат, называвших его «отцом»: «Ты присягал. Умирай за веру, царя и Отечество и знамя защищай до последней капли крови». И сам ходил с ними в атаку, пять раз ранен. Его не стало через полгода после знаменитого перехода через Альпы - 6 мая 1800-го, похоронили полководца в лавре, где покоятся мощи его небесного покровителя Александра Невского…

Небесным покровителем Отечества стал и сам Александр Суворов. Есть легенда, что в Первую мировую батальон его любимого Фанагорийского полка, хранивший полковое знамя, попал в окружение, когда были убиты старшие офицеры, командование принял молодой поручик. Перед боем вознесли молитву (как всегда поступал и сам полководец), и вдруг у развёрнутого знамени увидели образ Суворова. Смогли прорвать окружение, спасти знамя.

С именем полководца шли в бой не только воины империи, но и Советского Союза - в Великую Отечественную десятки партизанских отрядов носили имя Суворова, а в 1942-м появился орден. Орден и медаль Суворова есть и в современной России. Отечество, хранимое воином, спасённым в русской печке.

Александр Суворов.

Могила А. В. Суворова в Александро-Невской лавре.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.