«Армения». Вспомним всех

6 Ноябрь 2021 1302
Алексей Бобович, Раиса Леви, Евгения Максимаджи - одни из тысяч погибших на «Армении».
Алексей Бобович, Раиса Леви, Евгения Максимаджи - одни из тысяч погибших на «Армении».

Хотя бы просто добрым словом, пожеланием светлой памяти помянем, с теплотой и болью подумаем завтра о тех, чьи жизни оборвались 80 лет назад, 7 ноября 1941-го. 240 секунд, 4 минуты и всё - вечность на дне Чёрного моря, что ещё накануне дарило надежду на спасение. Их, пассажиров санитарного транспорта «Армения», там, на глубине в полтора километра, не менее пяти тысяч осталось - огромная братская могила, отыскать которую удалось лишь в прошлом году.

Члены поисковой экспедиции говорят, что стоит корабль ровным килем, пробоин от торпед в корпусе нет, а палубы и надстройки словно вывернуты разрывами авиабомб. Ходовой мостик откинут на несколько десятков метров, некоторые иллюминаторы вдавлены внутрь, воздушные карманы оставались в помещениях быстро погружавшегося корабля, какие-то мгновения люди там (сколько?!) ещё могли вдохнуть, а выдохнуть уже нет…

Их было шесть, «Аджария», «Крым», «Армения», «Абхазия», «Грузия», «Украина», красавцев почтово-пассажирских теплоходов, что курсировали до войны на черноморской линии Крым - Кавказ.

В Великую Отечественную все стали санитарно-грузовыми транспортами, сумев вместе со своими экипажами спасти десятки тысяч людей. А сами погибли, разве что «Крым» уцелел - подорвался на мине, но возле мели, позже отреставрирован и ещё много лет служил за своих собратьев. «Армения», которой командовал Владимир Яковлевич Плаушевский, с сентября 1941-го за 15 рейсов смогла вывезти из Одессы около 20 тысяч раненых, с началом боёв за Крым направлена на Севастополь. Сюда она привозила бойцов и боеприпасы, отсюда забирала эвакуируемых и раненых - ведь была ещё и плавучим госпиталем, возглавляемым Петром Андреевичем Дмитриевским, с операционной, перевязочными, 9 врачами, 29 медсёстрами и 75 санитарами. В рейсе (грузились в Севастополе 5-6 ноября), оказавшемся последним, прибавилось не только эвакуируемых, раненых, но и медработников - был приказ забрать персонал и пациентов нескольких госпиталей Севастополя и Ялты, часть военмедиков 51-й и Отдельной Приморской армий, что обороняли полуостров…

В Ялте в это время уже была паника - фашисты всё ближе подходили к городу, а тысячи людей всё всматривались в тёмное море, где должен был показаться теплоход, последняя надежда на спасение. «Армения» задержалась, выполняя приказ зайти в Балаклаву за неким грузом. Хлынуть на борт сантранспорта желающие эвакуироваться в Ялте смогли лишь ночью, а утром командир решил рискнуть (по правилам надо было дождаться темноты), уйти из порта, чтобы не расстреляли подходившие фашисты. Германские бомбардировщики накрыли «Армению», когда от берега отошли уже на несколько десятков километров.

Долгое время считалось, что погибли все, кто находился на борту, - шансов не было. Но участникам подводной экспедиции удалось выяснить, что шлюпки (19 штук на 47 человек с запасом воды и еды) на «Армении» всё же удалось спустить, возможно, ещё до бомбёжки, когда враг только налетел, началась эвакуация. Как сложилась судьба тех, кто, возможно, покинул судно… Сотрудники Центра подводных исследований Русского географического общества, по крупицам восстанавливающие историю сантранспорта, создающие народную Книгу памяти тех, кто вышел в последний рейс «Армении» 7 ноября 1941-го, надеются узнать и это.

Пока же удалось немного прояснить, сколько людей было на борту: есть ранее засекреченное дело НКВД с материалами о гибели теплохода, где указана цифра 5 тысяч, и документ о морских санитарных транспортах архива военно-медицинских документов, там говорится о 5,5 тысячи. Это официально известные цифры, в реальности мы уже вряд ли сможем узнать, ведь в панике на борт могли прорваться и не учтённые… Просто тысячи враз погибших, о которых надо не забывать. Ведь очень много там было и крымчан - фамилии по крупицам (уже несколько сот) восстанавливают исследователи, приглашая всех присоединиться к проекту «Теплоход «Армения». Вспомнить всех».

Как присоединились, к примеру, крымские караимы, помнящие своих погибших на сантранспорте. Алексей (Арон) Ильич Бобович (Софер-Бобович), что 1 марта 1900 года родился в Евпатории в семье Ильи Ароновича и Эстер Абрамовны. После караимского приходского училища окончил Александровское караимское духовное (позже - Евпаторийский высший караимский учительский институт), вместе с младшим братом Абрамом участвовал в драмкружке. Вместе с женой Розой Марковной растил дочек Машу и Женю. А в 1941-м мобилизован на фронт - военфельдшер, начальник автосантранспорта 5-го медсанотряда Черноморского флота, что тоже эвакуировался 7 ноября. Фельдшером медканцелярии военно-морского госпиталя 2-го разряда медсанотдела Черноморского флота была Раиса Авдеевна Леви, что родилась в 1903-м в Севастополе, окончила флотское медицинское училище. В будущем городе-герое она поднялась на борт сантранспорта. Там или уже в Ялте ступила на трап и её ровесница Евгения (Ева) Михайловна Максимаджи. Она родом из Симферополя, дочь Михаила Абрамовича и Шеханьи Исааковны, швея, председатель фабкома фабрики «Крымшвейпром». Менее чем за месяц до морской гибели дочери не стало её мамы - в собственном доме на улице Субхи - фашистская бомбёжка…

Восемьдесят лет назад в эти дни сантранспорт «Армения» только грузился и те тысячи людей, что оказались на его борту, ещё были живы… Всё оборвалось в 11 часов 29 минут 7 ноября 1941-го, 240 секунд между первой бомбой, упавшей на палубу, и погружением под воду… Светлая память погибшим! Вспомним, земляки.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.