Состояние стабильной неопределённости

26 Октябрь 2021 952
Трендом осеннего туристического сезона в Крыму стала постковидная реабилитация. Фото: Анны Кадниковой
Трендом осеннего туристического сезона в Крыму стала постковидная реабилитация. Фото: Анны Кадниковой

Высокий курортный сезон, традиционно включающий в себя и «бабье лето», подошёл к концу. Специалисты Севастопольского филиала Российского экономического университета им. Плеханова проанализировали статистические данные и пришли к выводу, что несмотря на видимую успешность сезона-2021, большая часть гостей полуострова осталась недовольна качеством отдыха.

Ограниченные возможности международных путешествий сделали отечественные курорты как никогда востребованными среди россиян. За неимением альтернативы в Крым поехали и те, кто обычно отдыхал за границей, а значит, привык к определённому уровню сервиса и комфорта. Низкий уровень и того, и другого при ценах, сопоставимых с зарубежными, ожидаемо разочаровал требовательного туриста. По словам директора Севастопольского филиала РЭУ Дмитрия Нехайчука, властям республики следует поработать над качеством сервиса. В противном случае можно растерять экономический потенциал курортной отрасли.

Единственная категория отдыхающих, положительно отзывавшаяся о крымских курортах, - туристы с детьми. Как правило, они отдыхают на восточном и западном побережьях, в частном секторе. Таким образом, их удовлетворённость объясняется психологической составляющей - люди заранее знают, какой уровень сервиса их ждёт, и потому не испытывают разочарований. Да и расходы на отдых в этом случае на порядок ниже. Большинство семейных путешественников обслуживает себя самостоятельно и тратится только на дорогу и проживание.

- В двух-трёхгодичной перспективе нам нужно получить около 4-5 тыс. номеров. Но не только за счёт строительства нового номерного фонда, но также за счёт реновации и ремонта существующих объектов. Их в Крыму достаточно много, - комментирует министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко. - Сейчас, с появлением понятных финансовых инструментов, это становится реальным. Есть спрос на качественные номера всех ценовых категорий. Увеличение номерного фонда позволит усилить конкуренцию, которая как раз является эволюционным путём к повышению качества и снижению стоимости туристического продукта в Крыму.

Однако, по мнению представителей индустрии гостеприимства, причиной низкого уровня крымского сервиса является не столько отсутствие достаточно напряжённой конкуренции, сколько тотальный дефицит кадров. По данным Минкурортов, сейчас в гостиницах и санаториях республики заняты более 40 тыс. человек летом и примерно 20 тыс. - в межсезонье.

А реальная потребность в кадрах как минимум вдвое выше.

Ещё один повод для нареканий со стороны курортников - качество пляжного отдыха, за которым в Крым традиционно едет большая часть туристов. Минувший сезон показал, что худшие пляжи - в Феодосийском городском округе.

- В результате с пользователями пяти пляжных территорий были досрочно расторгнуты договоры по благоустройству и содержанию, - рассказывает глава Феодосийской горадминистрации Сергей Бовтуненко. - Данное решение было принято в связи с тем, что пользователи не выполнили ряд условий договора по благоустройству и содержанию пляжей и по итогам курортного сезона получили большое количество замечаний. Уверен, что в следующем году все пляжи Феодосии станут максимально комфортными и безопасными для отдыха.

В этом году в Крыму появились новые пляжи: в Симеизе, Саках и Ялте. В целом, пользователи прибрежных территорий работали, соблюдая все требования: были организованы дежурства матросов-спасателей, проводилась своевременная уборка территорий, вывоз мусора, соблюдались требования Роспотребнадзора по профилактике COVID-19.

- В отношении пользователей пляжей было составлено 211 административных протоколов, из них по 160 выставлены штрафы на общую сумму более 2 млн. рублей, - констатирует Вадим Волченко. - Высокие требования к пользователям пляжей обусловлены задачей обеспечить для гостей и жителей Крыма безопасный и, конечно, комфортный отдых. Наша общая цель - сделать подготовку к будущему сезону более качественной. К следующему году наше ведомство разработает дополнения в порядок по пользованию пляжами, которые позволят сделать пляжный отдых ещё более комфортным и безопасным, а процедуру закрепления пляжей за пользователями - более прозрачной и эффективной.

Несмотря на обилие нелестных и разочарованных отзывов отдыхающих, минувший сезон оказался результативнее, чем ожидалось. Крым побил все рекорды, по итогам лета продемонстрировав динамику, превышающую показатели доковидного 2019 года на 25%. По словам главы Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, вся курортная отрасль адаптировалась к состоянию стабильной неопределённости.

- На ноябрь у нас очень высокая глубина бронирования. По всем секторам, работающим круглогодично, загруженность средств размещения составляет от 70 до 100%, - резюмирует глава регионального Минкурортов. - Речь идёт о санаторно-курортном комплексе, обеспечивающем лечение, и о гостиничном комплексе, располагающем круглогодичной инфраструктурой: SPA-центрами, тёплыми бассейнами и так далее. Безусловно, везде соблюдаются требования Роспотребнадзора - этому сейчас уделяется колоссальное внимание. Могу отметить, что пока ни одной вспышки заражения коронавирусом, несмотря на загрузку до 100%, зафиксировано не было.

Елена ЮМАНОВА.