Сергей Маховиков: Патриотизм - цель искусства и моя жизненная позиция

3 Сентябрь 2021 1348

Один из постоянных участников Ялтинского телекинофорума «Вместе», Евпаторийского кинофестиваля детского и семейного кино «Солнечный остров», «Золотого Витязя» в Севастополе, Сергей Маховиков присоединился и к команде международного керченского фестиваля античного искусства «Боспорские агоны». Член театрального жюри, участник концертов на День России, он порадовал жителей и гостей города-героя яркими выступлениями на разных площадках.

- Сергей Анатольевич, на ялтинской «Аллее звёзд» во время XXVIII телекинофорума «Вместе» зажглась звезда вашего имени. Это стало для вас неожиданностью?

- Полной! Приятно было до слёз! Честь оказаться рядом с такими именами! Вообще участие в кинофоруме - это уже честь. Ведь его главная идея - объединить творческих людей, которые противостоят бездуховности, безыдейности современного кино и телеэкрана. Каждый раз сильное чувство испытываю, участвуя в концертах на кораблях Черноморского флота, в Севастопольском доме офицеров, которые проводятся в рамках форума, вместе с прославленными артистами Сергеем Никоненко, Зауром Тутовым, Юрием Назаровым, Александ­ром Михайловым и другими.

- В разряд «других» по вашей скромности попала Лариса Шахворостова, с которой вы познакомились во время съёмок картины «Простодушный» и создали семью. Вспоминаете то время?

- Время было замечательное! Мы были молоды и романтичны. Мне досталась главная роль молодого индейца, попавшего из Нового Света в Европу, где увидел в цивилизованной Франции такую дикость, какая индейцам и не снилась. Религиозная нетерпимость, доносы и взяточничество в семнадцатом веке очень похожи на происходящее нынче. Натурные съёмки в Крыму - незабываемы! Да ещё и такой подарок - встреча с будущей женой. Мы уже много лет счастливы вместе.

- С тех пор кого вы только ни играли! В основном - людей сильных, мужественных, готовых за Родину душу положить. Достаточно вспомнить героев в картинах «Слепой», «Диверсант. Конец войны», «Дом с лилиями», «Серебряный бор». А есть среди них особо запавшие в душу?

- Отвечу, наверное, банально, но это на самом деле так: ролей проходных нет, даже если они совсем маленькие. Потому что в каждую частичку себя вкладываешь. Иначе ты просто не актёр, и надо менять профессию. Как и в том случае, если роль не вызывает интереса. У меня таких, к счастью, не было и нет, да и просто-напросто быть не может: сниматься не стану.

- У вас был выбор в юности, когда поняли, что выбранные технические профессии интереса не вызывают, а вот сцена - это ваше. Причём сцена, по-моему, театральная сначала?

- Это, действительно, так. Поворотом в судьбе стал поход в театр Ленсовета на «Варшавскую мелодию» с потрясающей Алисой Фрейндлих. Тогда и началась настоящая влюблённость в театр. А любовь способна на многое, если не на всё. Она и привела в актёрскую профессию. Второкурсником, кстати, играл в спектакле «Машенька» с легендарным Бруно Фрейндлихом, отцом Алисы.

- Актёрская профессия многогранна, и одной из ваших ипостасей стало исполнение песен на стихи разных поэтов, потом и на свои собственные, и даже музыку писать стали. Как к этому пришли?

- Да это само ко мне пришло. Пел я всегда. От чужих стихов, которые на самом деле мне не чужие, а очень даже близкие по духу, перешёл к своим. Сейчас все концерты начинаю с песни, которую написал для фильма «Платина» - «Река Потудань». Она о любви и надежде, без которых нет жизни. Она, как многие другие, написанные для популярных фильмов, зажили своей собственной жизнью: «Золотая река моего детства», «Свои и чужие» «Кадетский вальс», «Память», «Город» «Дом окнами в небо».

- В последние годы стали популярными исторические фильмы. Но в вашей фильмографии таких ведь нет пока?

- Уже есть. «Елизавета» называется. О яркой жизни любимой дочери Петра I, по женской линии последней представительницы династии Романовых. Скоро выйдет на экраны. Я там в парике, в чулочках. Князя Юсупова изображаю.

- В каких ещё новых фильмах увидим вас?

- В сериале с рабочим названием «Бывших не бывает». Я там офицер по борьбе с наркоторговлей. Мне это очень нравится, потому что считаю это принципиальным делом во всём мире, а в нашей стране особенно. Нам надо и с физической наркотой бороться, и с духовной. Есть там и лиричес­кая линия, связанная с моим героем, - то, что особенно нравится женщинам. Третья картина - на тему Великой Отечественной войны.

- При таком темпе жизни на семью и друзей, которых при вашем общительном характере много, наверное, как время выкраиваете?

- Семье - всё свободное время. А друзей много не бывает. Среди самых-самых был у меня великий писатель-сказочник, поэт, писатель и сценарист Сергей Григорьевич Козлов. Разница в возрасте нам нисколько не мешала. Все его знают по рассказам и мульт­фильмам «Ёжик в тумане»,

«О Ёжике и Медвежонке», истории о Львёнке и Черепахе, по стихам для мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песню». Он жил в деревне, за Владимиром, далеко от Мос­квы, мы любили у него бывать. До утра засиживались, песни пели. Он смеялся: «В твоём, Серёга, исполнении даже детские песни становятся военными.

- В каких жанрах хотели бы сняться?

- В комедии, водевиле. Только не про военных.

- Как же так, у вас ведь амплуа героическое?

- Так получилось, скорее, по воле режиссёров, чем моей. Начинал-то я как комедийный актёр. В театре и сейчас в комедиях больше играю.

В «Еврейском счастье» - главный еврей. Интересные роли в спектаклях «Отпетые мошенники», «Распахни окно любви», «Молочный фургон не останавливается больше здесь». Со студентами по Чехову очень смешной спектакль ставим.

А вообще фильмы по видам и жанрам не делю. Только на хорошие и плохие.

- Вы исполняете песни на стихи таких разных поэтов, как Сергей Есенин, Булат Окуджава, Александр Галич, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Белла Ахмадулина. Как их выбираете?

- Только душой и сердцем. На что душа откликается, что сердце поёт, с тем и выступаю.

А во главу угла ставлю духовность.

- Ваше творчество заряжено патриотизмом. Редкое качество для актёров в наше время. Нынче к большинству больше подходит слово лицедей, что в переводе с греческого - делающий лицо, как у кого-то другого. Это чувство у вас было всегда?

- Если его нет, какой ты артист? Патриотизм - цель моей профессии, цель искусства вообще и моя жизненная позиция. Не патриоты Отечества предают память своих предков, отстоявших в разное время свободу. Как я могу предать их, своего дядю, скончавшегося 30 мая 1945 года от ран в госпитале и похороненного во Франкфурте-на-Одере? Если патриотизма в кино о войне нет, зачем он нужен?

- У режиссёра Маховикова и его команды есть документальные фильмы на разные темы, если собираетесь продолжить этот проект, войдёт ли в него Крым?

- Думаю, что не остановимся на 16 фильмах. Очень хочу рассказать о Керчи, об Аджимушкае. Боевой город с трагической и славной историей мне очень близок. Побывав впервые в Аджимушкайских каменоломнях, был потрясён увиденным. Рядом с простреленными или пробитыми осколками касками лежат детские игрушки… На это без слёз смотреть просто невозможно. Такие эмоции испытываешь…... И готовность сделать всё, чтобы защитить наших детей, и чтобы такое никогда не повторилось. Меня интересуют не только факты, на первом месте - эмоциональные истории, а здесь их предостаточно. В любой истории для меня главное - душа человеческая. Думаю, так и должно быть, чтобы твоё кино трогало зрителей, вызывало у них сильные чувства.

Досье

Заслуженный артист РФ, актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, автор-исполнитель, телеведущий и общественный деятель Сергей Анатольевич Маховиков родился в 1963 году в Ленинграде. Окончил актёрский факультет Ленинградского института театра, музыки и кино. Параллельно изучал кинорежиссуру и играл в спектаклях Александринского театра. Ведёт активную общест­венную работу. После 2014 года возил в ДНР и ЛНР гуманитарную помощь и давал там концерты. За поддержку военнослужащих «горячих точек» в Таджикистане, Чечне и Донбассе, в Сирии, где выступал с концертами, имеет множество ведомственных наград.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.