«Есть Эдисоны, есть!»

О создателях Малой академии наук

1 Сентябрь 2021 1191

Так называлась статья нашего корреспондента Раисы Лазаревны Смольговской, вышедшая 7 апреля 1987-го. Вспомнив знаменитого американца Томаса Алва Эдисона, получившего более 3 тысяч патентов на изобретения, она рассказала, что в Москве на Выставке достижений народного хозяйства СССР - «Центральной выставке научно-технического творчества молодёжи в разделе «Ступени творчества» демонстрировались сразу 12 экспонатов, созданных юными техниками Малой академии наук «Искатель» из Симферополя. МАН - там уже новые ребята во множестве отделов, кружков, секций: учатся, творят, созидают, развиваются. Здесь говорят: «Если в МАНе ты трудился, значит, многого добился». И действительно, сколько крымчан благодарны «Искателю» за шанс состояться в жизни, сколько учёных, известных людей первые шаги в профессию делали в Малой академии наук. И сегодня, 1 сентября, в начале учебного года об этом, возможно, вспомнят на уроках, посвящённых Году науки и новых технологий. И мы вспомним тех, чьими стараниями в 1963-м появилась у ребят целая академия.

Валентин Касаткин возглавлял МАН 26 лет.

Братство искателей

- Что такое МАН? - на миг задумывается Елена, ставшая когда-то действительным членом ребячьего братства. - Это возможность общаться, соревноваться с теми, кого волнует то же, что и тебя. Возможность опробовать свои силы, понять, что тебе нравится - теоретические и прикладные занятия по физике, химии, математике, информатике, биологии, судо- и авиамоделированию, журналистике… перечислять можно долго. Но, наверное, самое главное, чему учит МАН - становиться людьми: искренне выбирать дело, уважать труд, свой и других. Знаете, у меня и через много лет в памяти всплывают «фотоснимки» мановской жизни. Вот огромный актовый зал университета, наполненный талантливыми, увлечёнными ребятами со всего Крыма, а вот уже зимние и летние сессии, творческие лагеря, где запросто можно пообщаться с учёными, студентами, вчерашними мановцами. И взрывоопасные опыты, которые проводят ребята из секции химии, и мальчишки, испытывающие свои модели в Гагаринском парке.

А вот мальчишки и девчонки задумались над решением олимпиадных задач, преподаватель Александр Иванович Козлов счастливо щурится, азартно предлагает версии - рад, что нашёл новую головоломку… Думаю, такие счастливые воспоминания есть у каждого, прошедшего школу МАН. Да, мы все - искатели, ребята, которым ещё в школе взрослые подарили возможность поверить в свои силы, созидать.

«Академия», в переводе с греческого - «школа», слово «малая» делает название ещё более скромным, а «искатель» - окончательно раскрывает суть», - так о «тайне имени» говорил фронтовик, участник форсирования Днепра, Исаак Ионович Брагинский. Орденоносец, победитель, который в начале пятидесятых демобилизовавшись из армии, вернулся в родной Симферополь, стал директором Крымской областной станции юных техников. Вскоре его стараниями такие станции открылись во всех городах и районах полуострова, появились разные детские творческие коллективы, у ребят в Симферополе создана настоящая астрономическая обсерватория - страна возрождалась, а будущее было за талантливыми, увлечёнными детьми. Объединить всё уникальное, созданное для подростков на полуострове, предложил писатель-фантаст, спецкор газеты «Юный ленинец» Игорь Фёдорович Россоховатский.

«Решили попробовать, - вспоминал Исаак Ионович. - Добивались во властных кругах «добра» на эксперимент. Огромную роль сыграла поддержка президента академии наук СССР Мстислава Всеволодовича Келдыша и президента Академии наук Украины, академика Академии наук СССР, почётного члена МАН Бориса Евгеньевича Патона. Он писал: «Академия наук УССР приветствует создание малой Академии Наук Крыма, желает ей успеха в работе. Учёные академии словом и делом помогут своим юным коллегам подняться до вершин науки. Счастливых поисков, товарищ «Искатель».

Помогали учёные всего

Союза: к примеру, многие, связанные с МАН, вспоминают, как в летние лагеря (их появлением мановцы обязаны завобластным отделом народного образования Алексею Симоновичу Косяку) к ним приезжал один из самых знаменитых математиков мира Андрей Николаевич Колмогоров, проводил мастер-классы, запросто общался с детьми. В созданной в 1963-м Малой академии как-то стиралась возрастная грань: все чувствовали себя единым целым, отданным служению общему делу, науке. Исаак Брагинский, рассказывая об истоках «Искателя», всегда тепло вспоминал секретарей обкомов партии, комсомола и профсоюзов Николая Карповича Кириченко, Тамару Владимировну Сорокину (Тюмрину), Эрика Константиновича Покровского, редактора газеты «Крымский комсомолец» Бориса Степановича Чубара, учёных Рубена Григорьевича Бадальяна, Юрия Ивановича Сорокина, Владимира Ивановича Глушкова, Владимира Ивановича Троицкого, Владимира Константиновича Прокофьева, Анатолия Александровича Стогния, Виталия Демьяновича Присяжного, Николая Васильевича Багрова, Олега Ивановича Домбровского (его «бродячая академия», археологическая секция открыла на склоне Демерджи пещеру - МАН), Вениамина Михайловича Можжерина, Якова Дмитриевича Козина, первого президента «Искателя», Василия Васильевича Мартыненко и многих других.

Вообще, по воспоминаниям Исаака Ионовича, «проект организации родился на основе работы симферопольского общества юных любителей астрономии, которое как раз и придумал Василий Мартыненко». Тот самый, что подростком вскоре после войны смастерил из бабушкиных очков телескоп и увлёк наблюдениями за звёздами многих друзей. Поддержал идею и «математик Александр Павлович Тиняков, тоже фронтовик, орденоносец, директор школы №2 в Симферополе, где для учеников проводились олимпиады и конкурсы по изучению естественных наук», приветствовалась не банальная зубрёжка, а стремление думать, постигать. Как только заговорили о создании МАН, пришла телеграмма из Ялты: «Поддерживаю, готов принять самое активное участие». Это откликнулся будущий второй президент Малой академии (26 лет возглавлял!) Валентин Николаевич Касаткин, человек, который первым в Крыму увлёк ребят, да и взрослых в мир кибернетики, создав вместе с учениками ялтинской школы №6 третью на полуострове ЭВМ (первая была в Крымской астрофизической обсерватории, вторая в Космическом центре в Евпатории).

«Папа кибернетики»

Математика Валентина Николаевича, возглавившего в МАН, секцию кибернетики, так дружески и называли. Все, кто с ним общался, отзываются как об очень эрудированном и добром человеке, прекрасном рассказчике. И волей случая так совпало, что 2021-й, объявленный в России Годом науки и новых технологий, ещё и год 95-летия Валентина Касаткина.

- О работе с ним у меня остались лишь самые светлые воспоминания, рассказывает наша читательница, преподаватель математики. - Он писал прекрасные книги, учебники по программированию, занимательной логике для ребят самых разных возрастов. Благодарна ему и за увлечение моего сына, тогда пятиклассника (теперь - учёного с мировым именем), члена МАН, программированием. Однажды, когда Валентин Николаевич уже преподавал в Крымском педагогическом институте имени Михаила Васильевича Фрунзе, он взял сына на студенческую олимпиаду, в которой пятиклассник ухитрился занять первое место. В одной из книг потом учитель поместил его программу, назвал автора и возраст.

Валентин Касаткин родился на Урале, в семье горного инженера, 23 февраля 1926-го, во время великой Отечественной подросток трудился на заводе, после с мамой перебрались в Ялту. До того как стать учителем, поработал на радио и в местной газете, но его сердце всегда было отдано детям. Увлекал их в прекрасный мир цифр и программ, а став вначале руководителем секции в МАН, позже и президентом академии, что называется, талант развернулся. «Искатель» получил, словно, второе дыхание - талантливые ребята даже из глубинки могли попробовать свои силы в науке, творчестве. Появилась заочная школа кибернетики «С компьютером на «ты» - это сегодня никого не удивишь цифровыми технологиями, а тогда всё было в новинку. На станции юных техников придумали электронную черепаху, что реагировала на свет и звук, передвигалась и носила доброе имя Маша. И кибернетический автомат «Каштанка» создали мановцы под руководством Валентина Николаевича - тот самый, что побывал на выставке в Москве, а электронного жука Саши Кравченко, Миши Бойко и Бори Лукьяненко даже в Америку отправили. А ещё его стараниями, уже кандидата педагогических наук (диссертация «Элементы математического аппарата в школьном курсе кибернетики») появились вузовские специальности, связанные с кибернетикой (информатикой), математикой и программированием…

И книги… авторские, доступно о сложном мире цифр и программ, для всех возрастов, с задачками на логику и интересными фактами: «Азбука кибернетики», к примеру, переиздана во многих странах мира. И множество иных книг, уже не своих, но любимых - художественная, техническая, словари, отечественная и зарубежная литература, собрания сочинений классиков - с детства полюбив чтение, Валентин Николаевич всю жизнь собирал книги. Несколько лет назад семья передала это огромное наследие в Республиканскую универсальную научную библиотеку имени Ивана Яковлевича Франко: пусть всем будет на пользу. Валентина Николаевича не стало в 1998-м, но созданное им продолжает жить. Как провидец, он в далёких шестидесятых прошлого века уже понимал, что мир цифр и программ очень скоро станет естественной частью жизни, детей учил знать и любить этот мир, уважать труд других и уметь работать самим.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.