Дети имеют право на живое образование

26 Август 2021 322
Российский психолог Михаил Лабковский убеждён, что ребёнок может проводить в интернете в будний день полтора часа, включая выполнение уроков. В выходные - максимум 4 часа.
Российский психолог Михаил Лабковский убеждён, что ребёнок может проводить в интернете в будний день полтора часа, включая выполнение уроков. В выходные - максимум 4 часа. Фото Александра КАДНИКОВА.

В преддверии нового учебного года на встрече с единороссами президент Российской Федерации Владимир Путин снова развеял опасения многих родителей о замене обычного формата обучения дистанционным. Он призвал использовать все возможности последнего, но не заменять им традиционного учебного процесса с непосредственным участием педагогов. «Мы не должны человека превращать в машину, в робота», - подчеркнул он. Об этом же шла речь в выпуске авторской программы «БесогонТВ» Никиты Михалкова «Кто не слеп, тот видит».

- Проблемы нашей школы начались с того момента, как недальновидные чиновники, руководившие организацией учебного процесса в образовательных учреждениях, постановили изгнать из школьного образования воспитание, - заявил адвокат, российский государственный деятель Павел Астахов. - А соответственно освободить учителей и классных руководителей от этой обязанности, предоставив всё на откуп семье и улице. Только сегодня не улица воспитывает детей, и даже не семья, а интернет. Знаете ли вы, что сегодня у каждого ребёнка школьного возраста есть гаджет (смартфон, планшет, ноутбук, стационарный компьютер)? Тем более, целый год пандемии заставил наших детей учиться дистанционно, и без них стало невозможно современное обучение в школе.

А знаете ли вы, что сталкиваясь с проблемами, трудностями, негативным отношением, наши дети обращаются с вопросами и защитой не к родителям, и уж точно не к учителям (воспитание же теперь вне Закона «Об образовании в Российской Федерации»), а к соцсетям, блогам, стримам (трансляция действий, происходящих на компьютере или игровой консоли в режиме реального времени. - Прим. авт.)? Они в интернете ищут помощи и защиты, а в действительности попадают в следующую ловушку. Мы сами своими руками разрушаем систему образования и воспитания.

Слово «воспитание» принципиально исчезло из нашего обихода. А нынешнее образование, считает Никита Михалков, во многом способствует той жестокости и агрессии, которые проявляют школьники и студенты.

В Государственной Думе 27 мая этого года прошло расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. Вот что на нём сказала кандидат юридических наук, эксперт общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр:

- Необходимо для начала разобраться, какие риски в цифровой среде для детей имеют ключевое значение. Мы полагаем, что курс цифровой грамотности должен быть рекомендательным, а не обязательным. Что касается угроз интернета (вирусы, травля, фейки) - это лишь «вершина айсберга», поскольку они не покрывают главных проблем в цифровой среде, с которыми сталкивается родительское сообщество. И взаимодействие государства и родительского сообщества в настоящий момент отсутствует. С точки зрения родительского сооб-

щества, первая угроза сейчас - масштабная цифровизация образования. Согласно документу эта среда должна появиться на постоянной основе на территории Российской Федерации. Проект этого документа (постановление Правительства РФ) в своё время был размещён на интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов.

54 тысячи голосов было против него, и лишь 400 - за. И всё равно проект принят практически без поправок! Почему в этом документе нет ни слова о том, как реализуется право на обучение в цифровой образовательной среде, в цифровом профиле на платформе ЦОС (цифровая образовательная среда)? Согласно постановлению Правительства РФ доля заданий в электронной форме для учащихся с использованием автоматизированной проверки к 2030 году должна составить 70%. Это доказательство того, что 70% обучения в ближайшие 10 лет должно стать электронным. Учитель превращается в некое приложение к ЦОС. Он не пропадает совсем, но утрачивает традиционную функцию, и на практике это уже происходит. То есть, по акту приёма-передачи получите гаджеты от Сбербанка и пересаживаемся на платформу СберКласс.

Между тем, вот что говорит по этому поводу научная экспертиза. Нейробиолог, психолог Манфред Шпитцер: «Использование интернета способствует ухудшению памяти, снижению способностей к самостоятельному поиску информации, приводит к болезненной зависимости от сети. Использование ЭСО (электронных средств обучения) в начальной школе имеет сходство с первой инъекцией наркотика». Доктор, психолог Арик Зигман заявил, что «молодые люди с экранной зависимостью демонстрируют аномалии мозга такие же, как у наркоманов». Молодёжь в мире, по словам российского врача-психотерапевта Андрея Курпатова, захлестнула «эпидемия цифрового аутизма» - сос-

тояния, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуются внутренним миром другого человека. Более того, исследования показали, что даже физическое местоположение мобильного телефона влияет на объём оперативной памяти и подвижный интеллект человека. Оба показателя увеличиваются, когда телефона нет рядом с вами.

Так что запланированный перевод на цифровую образовательную среду - удар по когнитивным (познавательным) и аналитическим способностям наших детей. Утверждение о том, что компьютер поможет решить любую образовательную задачу, лживое. ИТ-компании лоббируют свои интересы и блокируют позицию независимых экспертов и учёных в этом вопросе. Миллиарды надо вкладывать не в развитие цифровой образовательной среды, а в поддержку учителей, особенно в глубинках нашей огромной страны.

Оксана ПАВЛЕНКО.