Лекари и создатели стальных магистралей

3 Август 2021 473
Передовые воины батальона.
Передовые воины батальона.

Первые железнодорожные войска в мире были созданы именно в России, в 1851 году, 170 лет назад. Их задачей было поддержание рабочего состояния и охрана ж/д путей, мостов, переездов. Железнодорожные войска России - это составная часть Вооружённых Сил государства, обеспечиваю­щая обороноспособность России. Железнодорожные войска относятся к специальным войскам, предназначением которых является выполнение задач железнодорожного обеспечения. Сюда входит осуществление железнодорожными войсками восстановления, строительства объектов железных дорог, путей сообщения.

В Крыму после его возвращения в состав России появился отдельный путевой железнодорожный батальон для восстановления (укладки) верхнего строения пути, восстановления и строительства малых объектов и выполнения небольших по объёму земляных работ. Сегодня это важное формирование Южного военного округа возглавляет командир батальона майор Константин Сажин, который в данный момент находится в командировке. Его обязанности исполняет заместитель командира-старший инженер батальона майор Руслан МЕЛЬНИК, с которым мы встретились и побеседовали накануне юбилейной даты.
- Руслан Владимирович, расскажите об истории железнодорожных войск.
- Первые железнодорожные войска в мире были созданы именно в России, в 1851 году. Железнодорожные войска вошли в состав инженерных войск ВС России. 6 августа 1851 года император Николай I издал указ, благодаря которому и появились первые российские железнодорожные войска, их численность в то время достигла 4340 человек. Задачей российских железнодорожных войск было поддержание рабочего состояния и охрана ж/д путей, мостов, переездов.
А уже непосредственно в состав инженерных войск части железнодорожных войск вошли в 1870-м. Правда, сначала это были железнодорожные команды, а с 1876-го - железнодорожные батальоны. Части железнодорожных войск в состав инженерных войск входили до 1908 года, после чего железнодорожные войска России стали подчиняться ВОСО - службе военных сообщений Генштаба и стали самостоятельной категорией.
Личный состав российских железнодорожных войск в русско-турецкую войну (1877-1878 годы) обеспечивал непрерывное перемещение нашей армии по железнодорожному участку Бендеры - Галац.
Во время Первой мировой войны железнодорожные вой­ска России сделали много для наших Вооружённых Сил. Личный состав построил около 4 тыс. км узкоколейных и примерно 300 км ширококолейных железных дорог. Доблестными частями железнодорожных войск было восстановлено более чем 4600 километров верхнего строения пути, почти 5 тысяч километ­ров телефонно-телеграфных линий, которые обеспечивали связь. Во время Гражданской войны железнодорожными войсками было восстановлено и введено в эксплуатацию 22 тысячи км ж/д путей, восстановлено более 3000 железнодорожных мостов. Это колоссальный объём работ.
В 1926 году железнодорожные войска России силами военнослужащих отдельного корпуса железнодорожных войск Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) начали проводить топографические исследования трассы будущего БАМа. Железнодорожные войска страны обеспечивали успешность боевых действий Красной Армии в ходе военных конфликтов с Китаем, в районе озера Хасан, реки Халхин-Гол (в 1939 году).
За годы Великой Отечест­венной войны железнодорожные войска СССР восстановили более 81000 км главных путей и около 7000 км второстепенных путей, чтобы по железной дороге осуществлялось бесперебойное движение составов с военной техникой, боеприпасами, провизией, вещевым довольствием для нашей армии. Кроме того, они построили и восстановили узкоколейные железные дороги, линии связи, станции и разъезды, пункты водоснабжения и множество других сооружений.
В период восстановления (1946-1950) части железнодорожных войск выполнили колоссальные земляные работы (37 миллионов кубометров), уложили более 6 тысяч км пути, восстановили сотни мостов, локомотивных депо и 57 вокзалов. Два железнодорожных корпуса прославились строительством БАМа.
- Расскажите, пожалуйста, об истории и делах вашего батальона.
- История пока короткая. На основании директивы Генерального штаба от 12 мая 2014 года сформирован 3-й путевой железнодорожный батальон 39-й отдельной железнодорожной бригады. Первым командиром батальона был назначен подполковник Д. В. Кондратенко. Во исполнение директивы министра обороны Российской Федерации от 8 июля 2015 года 3-й путевой железнодорожный батальон с 1 декабря 2015 года переформирован в 630 отдельный железнодорожный батальон, который разместился на базе жилого фонда одной из вой­сковых частей, расположенных в Республике Крым, в городе-герое Керчи.
Если говорить о конкретных работах, то уже в 2014 году батальон выполнял задачи по ремонту подъездных путей из войсковых частей на станции Мекензиевы Горы Крымской железной дороги, которой активно пользуются черноморцы. С задачей успешно справились. В 2015 году батальон выполнил ремонт подъездных путей другой в/ч на станции Леонидовка Куйбышевской железной дороги.
С марта по июнь 2016 года мы выполняли задачи по ремонту подъездных путей ещё одной в/ч на станции Евпатория-Товарная и другой в/ч на станции Айвазовская Крымской железной дороги. Наши специалисты также осуществляли строительство смотровой площадки на территории межвидового крымского полигона Опук, готовя его к проведению СКШУ «Кавказ-2016». Учение прошло успешно, и в том есть заслуга и нашего батальона. И недаром в августе того года на территории музейного комплекса Аджимушкайских каменоломен состоялась церемония крепления полотнища боевого знамени к древку с участием командира и лучших воинов батальона. А затем вручение и самого боевого знамени. В 2020 году работали на подъездных путях на станции Евпатория-Товарная Крымской железной дороги. Серьёзный объём работ выполняем и в этом году. Это лишь часть работ.
Уже из этого короткого перечня, я говорю об основных работах, видно, что специалис­ты 630-го отдельного путевого железнодорожного батальона постоянно находятся в командировках и трудятся в разных регионах и на разных объектах Южного военного округа. Мы работаем, невзирая на погодные и скромные бытовые условия, порой преодолевая большие трудности и расстояния. Наша работа не для белоручек. Нашим специалистам порой приходится искать неординарные решения, проявлять изобретательность, выдержку, смекалку, показывать высокую профессиональную подготовку. Вы сами понимаете, что отрыв личного состава от мест постоянной дислокации не лучшим образом сказывается на людях. Но другого пути у нас нет. Даже в Крыму нам приходится работать за многие сотни километров от Керчи.
И тут нужна особая самодисциплина, самоорганизованность, преданность избранной профессии.
Мы с гордостью можем сказать, что наш отдельный путевой железнодорожный батальон участвовал в решении поистине государственных задач. В 2017 году 39-я отдельная железнодорожная бригада в составе которой мы находимся, провела работы по строительству нового участка железной дороги Журавка - Миллерово, проходящего в обход территории Украины, за что в августе 2017 года была награждена орденом Жукова. Примечательно, что орден на знамя соединения закрепил лично министр обороны РФ Герой России генерал армии Сергей Шойгу.
Мы постоянно занимаемся восстановлением железнодорожного полотна, работаем и на других объектах, в том числе трудились и на объектах по возведению Крымского моста. Принимаем также участие в командно-штабных учениях войск Южного военного округа. Батальон постоянно взаимодействует с разными воинскими формированиями Черноморского флота и Южного военного округа, мы работаем в их интересах, обеспечивая их постоянную боевую готовность, мобильность, снабжение.
- Товарищ майор, как батальон обосновался на сравнительно новом для вас месте и кого из ваших подчинённых отметите в преддверии профессионального праздника и круглой даты?
- Начну со второго. Таких немало, в составе нашего отдельного путевого железнодорожного батальона более 400 военнослужащих. Структурно у нас пять рот и несколько взводов, у каждого из которых своё назначение. Если говорить о командирах рот, то это ответственные офицеры, можно сказать, наш становой хребет, на них всё держится. Из числа военнослужащих немало тех, кто отмечен разными наградами. Ваш покорный слуга за строительство нового участка железной дороги Журавка - Миллерово, проходящего в обход территории Украины, награждён медалью Суворова. В ту пору я был командиром одной из рот батальона. Медалями за строи­тельство железной дороги Журавка - Миллерово награждены капитаны Александр Мамедов, Александр Корнев, старшина 2 роты старший сержант Сергей Ходжаев, замкомвзвода баллас­тировочных работ сержант Богдан Тиводар, заместитель командира копрового взвода старший сержант Ярослав Кирпичников. Был выполнен огромный объём работ в сжатые сроки. В частности, земляные работы составили 9,7 млн. кубометров, наше соединение выполнило монтаж 20 водопропускных железобетонных труб, уложило 177,2 км рельсошпальной решётки.
 На новом месте мы уже хорошо обосновались. Построе­ны новая казарма, столовая, баня, клуб. Условия вполне комфортные. Мы каждый год участвуем в параде Керченского гарнизона на День Победы.
- Что ж, нам остаётся поздравить ваш уникальный по многим параметрам батальон с профессиональным праздником, 170-летием железнодорожных войск России и пожелать новых успехов.

Досье

Руслан Владимирович Мельник родился в городе Курганинск Краснодарского края, получил профильное образование: в 2005 году окончил 9-е Высшие Центральные офицерские курсы железнодорожных войск России в Старом Петергофе. Исполнял должности командира взвода, заместителя командира роты, пять лет командовал ротой. На этой должности был награждён медалью Суворова. В 2019 году назначен заместителем командира-старшим инженером батальона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Владимир ПАСЯКИН.