Про Франчука

ФРАНЧУК Анатолий Романович

11 Июль 2021 1017
Снимок сделан 28 января 1997 года на праздновании моего юбилея. Вверху мы с супругой Валентиной. Сидят (слева-направо) Людмила Франчук, Владимир Шевьёв, Анатолий Франчук, Нина Шевьёва. Как молоды мы были!
Снимок сделан 28 января 1997 года на праздновании моего юбилея. Вверху мы с супругой Валентиной. Сидят (слева-направо) Людмила Франчук, Владимир Шевьёв, Анатолий Франчук, Нина Шевьёва. Как молоды мы были!

На 86-м году ушёл из жизни Анатолий Романович Франчук. Свои соболезнования выразили глава республики Сергей Аксёнов, председатель Госсовета Владимир Константинов, председатель Совета министров Юрий Гоцанюк, депутаты, члены правительства. В некрологе, в частности, говорится: Благодаря упорному труду, таланту, профессионализму он достойно прошёл путь от механика до заместителя министра средств связи СССР. В сложные 90-е возглавил правительство Крыма и сделал всё от него зависящее, чтобы решались неотложные проблемы крымчан. Бескомпромиссный, волевой политик и решительный руководитель, Анатолий Романович всегда отстаивал интересы людей и не боялся трудностей. Светлая память об Анатолии Романовиче навсегда сохранится в сердцах близких, друзей, коллег. Редакция газеты «Крымская правда» также выражает искренние соболезнования родным и близким А. Р. Франчука, с которым газету и её руководителей связывали многие годы дружбы и плодотворного сотрудничества. Ниже мы публикуем отрывок из книги главного редактора газеты Михаила Бахарева «Мы вернулись к тебе, Родина!», вышедшей в свет в прошлом году.

Анатолий Романович Франчук был единственным крымчанином среди минист­ров правительства Сабурова и сменил его на посту премьера. А ещё он приходился сватом президенту Украины Леониду Кучме: его сын Игорь был женат на Елене, дочери президента. По закону, председатель Верховного Совета Крыма согласовывает кандидатуру премьера с президентом, прежде чем вносить на голосование в парламенте республики. Естественно, «добро» Цеков незамедлительно получил.
Франчук - колоритная фигура. При первом знакомстве он кажется этаким деревенским увальнем, косноязычным и недалёким, но прозрение приходит очень быстро, и ты понимаешь, что перед тобою умный, хитрый, искушённый человек, с пронзительным взглядом, который, такое ощущение, проникает в тебя и шарит по твоей черепной коробке.
Но для меня Франчук - не только глава правительства Крыма украинской поры, довольно близкий знакомый, с которым тесно общался на протяжении многих лет. Для меня он остаётся лучшим директором «Фотона», сумевшим ликвидировать «растяжки» и штурмовщину. При нём предприятие не только достигло пика в своём развитии, но и стало передовым в СССР. Как же удалось этого добиться? Всё гениальное - просто.
В 1980-м А. Франчук закончил двухлетнее обучение в Академии народного хозяйства СССР. Позади была работа на руководящих должностях на радио-телевизионных заводах в Красноярске, Алма-Ате, Молодечно. Предложили должность генерального директора ПО «Фотон». Прежде чем принять решение, Франчук попросил разрешения съездить посмотреть предприятие, а вернувшись из Симферополя, дал согласие, но поставил одно условие - разрешить не выполнить квартальный план.
План - это свято, это - закон, нарушить который не позволено никому, но с другой стороны, завод лихорадит, план он и так хронически не выполняет. Скрепя сердце, в министерстве дали согласие.
Новый директор в течение нескольких дней встретился с коллективами всех цехов огромного, многотысячного предприятия, объяснил, что в течение трёх месяцев, возможно, меньше, будет трудно, поскольку без плана нет и достаточной зарплаты, зато потом предприятие будет работать ритмично.
Так и случилось. В течение квартала Франчук заполнял комплектующими склады, значительно уменьшив выход продукции. Когда был создан страховой запас, «Фотон» заработал, как часы. Строились новые цеха, благоустраивались существующие, строились жилые дома, детские сады, базы отдыха. «Фотон» процветал вплоть до крушения СССР.
В декабре 1994 года в Мос­кву вылетела большая парламентско-правительственная делегация во главе с новым премьером. В течение нескольких дней у нас было очень много встреч с высокими должностными лицами российской власти. У Франчука их было ещё больше, у него в люксе гостиницы при украинском посольст­ве всегда находились какие-то гости; большинство приезжало в машинах с «мигалками», в том числе директор Службы внешней разведки Евгений Примаков, министр обороны Павел Грачёв, всесильная глава Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина, а однажды я застал у него за щедро накрытым столом целую группу академиков Российской академии наук.
Если в Москву мы летели обычным аэрофлотовским рейсом, то возвращались спецбортом из подмосковного Жуковского. В ЛИИ (Лётно-исследовательский институт) имени М. М. Громова нам устроили большую экскурсию; мы увидели множество легендарных летательных аппаратов, например, «Буран», побывавший в космосе, Ту-144, прикоснулись к ним руками.
А потом был большой банкет с участием многих руководителей российского оборонпрома. Запомнился тост вице-премьера Правительства России, курирующего «оборонку», Алексея Большакова:
- Нам нужно укреплять наши связи, как можно теснее интегрировать производства, а политики сделают то, что мы им скажем.

Михаил БАХАРЕВ.