Когда в Крым под парусом?

8 Июнь 2021 606
Практически все места для швартовки яхт в Крыму забронированы ещё с зимы.
Практически все места для швартовки яхт в Крыму забронированы ещё с зимы. Фото Александра КАДНИКОВА.

Яхтенный туризм с каждым годом становится всё популярнее в России, но несмотря на высокий экономический потенциал, яхтинг остаётся одним из самых слабо развитых рекреационных направлений в Крыму. По мнению экспертов, отрасль буксует из-за отсутствия регулирующей её работу законодательной базы, сопутствующей инфраструктуры и, собственно, флота.

При Советском Союзе яхтинг в республике был достаточно популярен. В Крыму проводились соревнования по активным видам водного спорта, работали профильные спортивные школы, вдоль побережья было построено несколько сотен причалов, большинство из которых на сегодня полностью разрушено.

- Многие сооружения и объекты, необходимые для яхтенного туризма, со временем пришли в негодность. Кроме того, у нас большинство причалов 70-80 годов постройки, а сейчас другие требования, как по коммуникациям, так и по длине судов, - рассказывает глава Комитета по туризму, курортам и спорту Государственного Совета РК Алексей Черняк. - Не хватает и мест для стоянки судов, при том, что востребованность среди туристов и спортсменов достаточно велика. Туроператоры отмечают запрос на морские маршруты в Керчи, Феодосии, Судаке, Коктебеле, Новом Свете, на Южном берегу Крыма. Многие отдыхающие хотят увидеть красоту природы полуострова именно с моря, прогуляться под парусом.

На развитие яхтинга в республике в федеральной целевой программе предусмотрено около 5 млрд. рублей. Эти деньги планируется потратить на ремонт советских причалов. Кроме того, разрабатывается проект по развитию шести яхтенных марин и двадцати портопунктов. К последним за государственный счёт подведут инженерные сети, обеспечат электричеством. Объекты будут спроектированы с учётом захода больших и малых судов. Что касается яхтенных марин, то их строительство крымские власти намерены доверить инвесторам - на площадках, определённых правительством. По мнению чиновников, вложение капитала в подобные проекты - беспроигрышное дело. Они быстро окупаются, поскольку яхтенные марины - это не только места для стоянки судов. Объекты включают в себя ремонтные базы, заправочные станции, кафе и многое другое.

- Марины имеют большой финансовый потенциал.

К тому же с их появлением на полуострове в бюджеты разных уровней начнут поступать гораздо большие суммы в виде налогов, не говоря уже о том, что это вызовет интерес среди отдыхающих и, как следствие, увеличится турпоток в Крым, - считает Алексей Черняк. - Сейчас необходимо разработать законопроект о развитии яхтенного туризма как основополагающего документа, который регламентирует одинаковые правила для всех участников нового рынка. Есть много нюансов, связанных с пограничным режимом. Их необходимо изучить и разработать документ так, чтобы не только соблюсти все меры безопасности, но и создать комфортные условия для яхтсменов и туристов.

Ещё в прошлом году Госсовет республики выступал за обсуждение единого закона, регламентирующего пассажирские перевозки на маломерных судах. Подобный документ федерального уровня побудил бы различные службы и ведомства пересмотреть свои инструкции и приказы, поскольку множество требований потеряло актуальность, но тормозит развитие яхтенного туризма. Обсуждение перенесли на осень этого года, когда Крым примет конференцию Южно-Российской парламентской ассоциации.

- О соответствующем федеральном законе можно говорить, после того как отраслевые нормативы будут приняты на региональном уровне, - констатирует Алексей Черняк. - Это внесёт ясность в терминологию, а также создаст единые правила для яхтсменов, занимающихся спортом, бизнесом или путешествиями. Закон урегулирует отношения между министерствами, ведомствами и службами в данной отрасли.

По словам главы профильного комитета, развитие яхтинга - наболевшая проблема для всей России. Наша страна занимает второе место по числу покупателей яхт в мире после США. Всего на территории РФ сейчас зарегистрировано около 3 млн. различных судов, и их количество ежегодно увеличивается. Очевидно, что в стране необходимо развивать яхтенный туризм, ежегодный оборот которого в мире составляет около 50 млрд. долларов. По данным Алексея Черняка, наши соотечественники ежегодно тратят на этот вид отдыха за рубежом около 200 млн. евро. Налоги со столь колоссальной суммы были бы отнюдь не лишними для крымского бюджета.

- Уже есть планы по созданию в Крыму 17 яхтенных марин, в том числе портов-убежищ и портов-причалов, где в случае шторма или поломки могли бы останавливаться моторные и парусные судна, - резюмирует парламентарий. - Марины построят в Керчи, Алуште, Ялте, Севастополе, Евпатории, посёлке Черноморском на средства инвесторов или на условиях государственно-частного партнёрства. На территории марин будут находиться не только причалы для яхт, но и вся сопутствующая инфраструктура, необходимая для качественного отдыха: гостиницы, бассейны, пляжи, паркинги, заправочные станции и многое другое. Проекты включают в себя также ремонт берегоукрепительных сооружений и углубление фарватеров. Всё это поспособствует развитию экономического потенциала региона и создаст дополнительные рабочие места для местных жителей.

Елена ЮМАНОВА.