Учителю в помощь

19 Май 2021 407
Чтобы получать более или менее приемлемую зарплату, крымским учителям приходится работать на две ставки.
Чтобы получать более или менее приемлемую зарплату, крымским учителям приходится работать на две ставки. Фото Александра КАДНИКОВА.

Сегодня трудно найти педагога, который не жаловался бы на колоссальную профнагрузку. Помимо, собственно, функций преподавателя, приходится тратить уйму времени на подготовку отчётности и прочие бюрократические издержки. При этом современный учитель обязан постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. И всё это - за мизерную зарплату.

Неудивительно, что сфера образования постоянно испытывает дефицит кадров. Исследование Института образования НИУ ВШЭ показало, что в российских школах ежегодно увеличивается нехватка преподавателей.

В большинстве учебных заведений не хватает учителей математики и русского языка, при этом экзамены по этим предметам обязательны.

В крымских школах, по данным Министерства образования, науки и молодёжи РК, не хватает преподавателей английского, математики и учителей начальных классов. Дефицит педагогов наблюдается как в городской, так и в сельской местности. Кроме того, общий состав педагогических кадров заметно стареет, так как молодые преподаватели либо вообще не идут в школы, либо быстро увольняются. По данным Росстата, доля молодых учителей в возрасте до 29 лет в сегодняшних школах составляет всего 5,5%.

- Не секрет, что сейчас значительная часть крымских учителей - приверженцы советского подхода к образованию и владеют современными технологиями на невысоком уровне, - констатирует начальник отдела образования администрации Советского района Валентина Акуленко. - Но сегодня о профессиональном росте в Крыму идёт серьёзный разговор. Школа занимается функциональной грамотнос­тью не только детей, но и педагогов. По запросам самих учителей и муниципальных служб формируются новые обучающие программы - все они нацелены на профессиональный рост преподавателей. Социальные вызовы требуют нового типа педагога. Для этого созданы необходимые условия, но учителям нужна мотивация, чтобы ими воспользоваться.

У многих педагогов желание профессионально расти отбивает скромность зарплаты. По данным Росстата, крымский учитель получает в среднем 29321 рубль, севастопольский - 31000 рублей. Причём, по словам педагогов, чтобы получить указанную в статистическом отчёте сумму, нужно работать минимум на две ставки и иметь определённый трудовой стаж. Молодой специалист получает намного меньше. Где уж тут найти время и мотивацию для самосовершенствования.

- Учитель никогда, ни в царской России, ни в советское время, не зарабатывал много, - говорит начальник управления образования Симферопольской администрации Татьяна Сухина. - Однако сейчас в Крыму действует программа «Престиж труда учителя», благодаря которой молодые специалисты получают из республиканского бюджета 5700 рублей доплаты в месяц. Кроме того, молодым педагогам доплачивают из муниципального бюджета.

Такая же мера действует в Ялте. В этих двух городах молодые специалисты плюсом к зарплате ежемесячно получают 5000 рублей - помимо республиканской доплаты. Кроме того, с прошлого года в Крыму действует федеральная программа «Земский учитель». Она позволяет педагогам, решающим приехать на работу в малые города (с населением до 50 тысяч человек) и сёла, получить миллион рублей подъёмных. Обязательное условие - дальнейшая работа в выбранной школе не менее пяти лет с учётом нагрузки не менее 18 часов в неделю. Подать заявки могут учителя, отвечающие квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. В этом году в программе участвуют десять крымских муниципалитетов. Предложено 33 вакансии. Наиболее востребованными оказались учителя математики, русского языка и литературы.

- Работа учителя действительно очень сложна. Нужно много готовиться к урокам, но это время сокращается, если педагог хорошо знает свой материал и владеет методикой, - резюмирует министр образования, науки и молодёжи РК Валентина Лаврик. - Многое зависит от того, какую нагрузку берёт на себя учитель. Никто не заставляет его брать повышенное количество часов - каждый сам определяет для себя, сколько он может потянуть. Да, есть необходимость готовить отчётность. Но сейчас этот процесс переводится в электронный формат, что позволяет выполнять его быстрее. И ещё, у нас есть социальный партнёр в лице профсоюза, который готов помогать учителям, в частности, давать им возможность регулярного оздоровления.

Елена ЮМАНОВА.