Апрель. Возрождение

20 Апрель 2021 641
Первый номер «Красного Крыма» в освобождённом Симферополе.
Первый номер «Красного Крыма» в освобождённом Симферополе. Фото автора.

Второй месяц весны для почти всего (за исключением Севастополя) полуострова можно назвать одним словом - возрождение. Так повелось с 1944-го, когда для большинства населённых пунктов Крыма окончились ужасные, трудные, страшные почти тысяча дней, два с половиной года фашистской оккупации. Наши воины, пехотинцы, танкисты, артиллеристы, моряки, лётчики, сапёры… И местные патриоты, партизаны, подпольщики смогли сокрушить врага, вернув жителям возможность радоваться, жить, не бояться и вывешивать свободно родные алые советские флаги на крышах и воротах домов. Конечно, была ещё боль, когда из колодцев и ям поднимали останки погибших, опознавали, когда члены спецкомисcии считали потери мирного населения за это время - огромные, страшные цифры, за каждой из которых судьба, жизнь, часто совсем юная, коротенькая… И тяжесть похоронок ещё была - бои продолжались на всех фронтах, да и в Крыму тоже: Севастополь наши войска смогли освободить лишь 12 мая того года. Но было и свободное созидание, во имя Победы, для скорейшего возрождения былого благополучия, для развития и жизни полуострова, Родины. Мы расспросили очевидцев и перелистали архивные страницы газеты, чтобы узнать, как это было 77 лет назад.

«Залечит раны»

В то время наша газета называлась «Красный Крым» и вместе со страной сражалась с врагом, воодушевляя жителей полуострова (даже во время оккупации номера передавались партизанам, позднее иногда разбрасывались над населёнными пунктами с самолёта, прорвавшегося в Крым), бойцов на борьбу. Когда в конце октября 1941-го возникла угроза оккупации Симферополя, часть коллектива во главе с редактором Евгением Петровичем Степановым перебралась в Севастополь, через полгода - в Керчь. Ежедневно, под бомбёжками и обстрелами, выпускались номера - ни на миг не прекращалась работа газетчиков, которым помогали и местные жители, и бойцы наших Красной Армии и Флота. Потом была эвакуация на Кавказ, а на полуостров газета вернулась вместе с вои­нами-освободителями 4-го Украинского фронта Фёдора Ивановича Толбухина и Отдельной Приморской армии Андрея Ивановича Ерёменко. В Симферополь вошла 13 апреля 1944-го вместе с бойцами 51-й армии Якова Григорьевича Крейзера, а уже 14 апреля вышел следующий номер - первый в освобождённом городе. Специальный выпуск с оперативной сводкой Совинформбюро и приказом №1 по Симферопольскому гарнизону о том, что «охрана революционного порядка в городе осуществляется партизанами». Они, вступившие 13 апреля в Симферополь, - из Северного соединения партизанских отрядов Крыма, командир Пётр Романович Ямпольский, комиссар Николай Дмитриевич Луговой, начальник штаба Г. Саркисьян (имя узнать не удалось).
А типография газеты находилась на улице Кирова, 23. Мы так и не знаем, где это - то ли нынешняя Мелитопольская, в старом микрорайоне Жигулина Роща (имя Кирова эта улица носила с 1939-го по 1957-й), то ли Парашютистов в Новоромановке (имя главного ленинградского коммуниста она носила с 1940-го по 1957-й).
И каждый номер в ту весну 1944-го наполнен сообщениями о возрождении - «Сейчас мы должны отдать все силы и знания общему делу - быст­рее залечить раны войны. Жемчужина Советского Сою­за - Крым возродится, снова закипит жизнь, в санаториях и домах отдыха будут лечиться славные фронтовики, трудящиеся, по Чёрному морю пойдут теплоходы, заколосится пшеница, расцветут сады и виноградники. Уже сейчас рабочие, колхозники, интеллигенция приступили к работе. Каждый старается внести свою долю труда и знаний на общее дело возрождения родного края, - писала газета 16 апреля 1944-го. - Вчера вышли на работу трудящиеся Симферополя. На предприятиях приводятся в порядок станки, оборудование. Комсомольцы и вся городская молодёжь сегодня выходит восстанавливать железнодорожный узел. Большое и полезное дело! Уже работают радиоузел, поч­товая контора и телефонная станция. Работает кинотеатр. Ремонтируются жилые дома, приводится в порядок коммунальное хозяйство. Работы много. Очень много! Но трудности не пугают советских патриотов!».
- Конечно, не пугали, - рассказывает наша читательница Зоя Михайлова, - ведь мы так все ждали освобождения. Мне тогда было пять лет, но хорошо помню, как мы все плакали от счастья, когда на улице появились наши родные красноармейцы. Один из них угостил меня кусочком сахара, погладил по голове и сказал, что теперь всё от нас зависит, они прогнали врага, а мы должны восстановить былое. И уже через день мы с мамой пошли на вокзал - жили неподалёку - он был разрушен, но вместе с другими жителями мы убирали завалы, расчищали там всё. Я старалась работать наравне со взрослыми, помогала собирать камни от стен - ведь дядя-красноармеец так поручил.
И в газете у нас так писали: «Надо работать так, чтобы в самое короткое время возродить промышленность и чтобы первая продукция пошла фронту. Надо, чтобы по стальным магистралям пошли поезда, чтобы рыбаки наловили много рыбы, а работники сельского хозяйства восстановили былую славу лучших виноградарей, табаководов, животноводов и зерновиков».

Всё - событие!

Наверное, теперь это кажется даже каким-то незначительным, мелким - то, на что тогда обращала внимание газета, о чём писала: вряд ли сегодня могли бы посвятить большие заметки (максимум  - пару строк) тому, что в Фео­досии открылась баня, а в Симферополе - библиотека. Тогда же это было событие - долгожданное, выстраданное, мирное. И такие события в каждом городе, селе, в каждой деревне тогда дарили радость, о них охотно писали, обсуждали, им радовались - жизнь налаживается! В Керчи (её освободили 11 апреля) отремонтировали к 16 апреля первую очередь водопровода, а в Феодосии (освобождена, как и Симферополь, 13 апреля 1944-го) уже к 20 апреля запустили водопровод, заработала баня, хлебопекарня.
В освобождённых в тот же 13-й апрельский день Саках заработал маслозавод и подготовлена к пуску электростанция, а в освобождённом 12 апреля Биюк-Онларском (Октябрьском, Красногвардейском) районе к концу месяца колхозники уже завершили полевые работы. В освобождённой 16 апреля Ялте началось восстановление разрушенных санаториев, научно-исследовательского института «Магарач» и запущены автобусы в Симферополь - «два раза в сутки ходят приспособленные под них грузовики-полуторки».
В самом Симферополе уже приведена в порядок водопроводно-канализационная сеть, к 1 мая в центре города планируют запустить электричество, заработали баня, прачечная, радиоузел, библиотека, открылись киос­ки с газированной водой, на рынках разрешена свободная торговля, а в кинотеатре «Спартак» на первые 10 сеансов фильма «Суворов» пришли около 6 тысяч жителей.
В Карасубазаре (Белогорске) - чуть меньше зрителей собрал фильм «Чапаев». Впрочем, наверное, не столько сюжеты о полководцах прошлого интересовали крымчан тогда, сколько возможность вновь почувствовать вкус мирной жизни, где есть кино, а ещё больше, конечно, транслируемый перед сеансом киножурнал «Битва за Советскую Украину» - а вдруг мелькнёт родное лицо!
- И нам однажды повезло, - продолжает читательница, - пришли с мамой Леной на фильм, а в киножурнале крупным планом показали нашего мужа и папу Ивана - в колонне солдат-победителей. А мы ведь столько дней о нём ничего не знали - убедились, что жив был в 1943-м, а значит, мы продолжали ждать.
И дождались - вернулся с Победой, хоть раненный дважды, но живой!
- А мне запомнилось, как радостно дети шли тогда в школу - я, правда, ещё, пятилетний, в сад пошёл, но мама - учительница была, так её ребята, шестиклассники, просто расцветали от счастья - учёба, мирная жизнь! Бегом на занятия спешили, - говорит Виктор Солоницкий. - Позже я сам прочитал (мама даже в оккупации меня учила - буквы на земле палочкой чертила) в «Красном Крыму», что открыли уже к маю на полуострове 635 школ. Вот ведь какая это важность была для мира - школы, детсады, забота о детях.
И предприятия запускались: Симферопольская табачная фабрика первые почти 13 тонн лучшего табака Дюбек передавала в дар фронту, артель Технохим выпустила первую партию хозяйственного мыла, завод имени Куйбышева дал первое литьё - для фронта. И первый урожай зерна 1944 года крымчане вскоре передали государству, и первые килограммы крымских фруктов отправили в Москву, Ленинград и Сталинград…
«Город переживает сейчас незабываемые дни, - писал 77 лет назад наш корреспондент Р. Давидов из Феодосии. - Десятки людей ежедневно приходят в горисполком с предложением своих услуг, инженеры, врачи, рабочие различных специальностей вносят множество предложений для быстрейшего восстановления городского хозяйства. Для жителей Фео­досии настали горячие дни, дни кипучей деятельности, творческого созидательного труда». Таковыми 77 лет назад, весною 1944-го, они были для всех крымчан. «Отдадим все силы нашей Родине, - призывала 15 апреля передовица нашей газеты. - Славными трудовыми подвигами ответим на изумительные боевые подвиги воинов Красной Армии! За работу, товарищи!».
И очень скоро Крым, благодаря своим труженикам, стал вновь богатым и сильным регионом страны - всё зависит от желания людей видеть такой свою землю.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.