Крымчане в космосе

10 Апрель 2021 1620

Звёздное небо всегда было и остаётся одной из самых волнующих для человечества загадок. Его глубинные дали влекли к себе исследователей всех поколений. И вот 12 апреля, 60 лет назад, гражданин Советского Союза, старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» первым в истории человечества совершил орбитальный облёт Земли. Полёт, длившийся 108 минут, сделал советского космонавта легендой. Однако бесстрашные покорители космоса есть и среди наших современников. Более того - среди наших земляков.

Первопроходец

Василий Циблиев.

Первым крымским космонавтом стал генерал-лейтенант Василий Циблиев. Будущий Герой России родился в 1954 году в селе Ореховка Кировского района. Он окончил Харьковское лётное училище, Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина в подмосковном Монино. Первый космический полёт в должности командира российско-французского экипажа станции «Мир» совершил в 1993 году. Второй полёт состоялся в феврале 1997-го, на космичес­ком корабле «Союз ТМ-25».
С 2003-го по 2009 год возглавлял научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов. Говорит, что уже тогда понимал - полётов у него больше не будет, но всё равно по вечерам зубрил информацию о новых модулях, установленных на МКС, чтобы с теми, кто полетит, разговаривать на равных.
23 февраля 1997 года крымский космонавт вместе с остальными членами экипажа чуть не погиб в пожаре, случившемся на станции «Мир» - произошло возгорание кислородной шашки регенерации атмосферы. На станции в тот момент находилось шесть человек. К счастью, очаг возгорания удалось оперативно устранить, но из-за задымления космонавтам пришлось некоторое время носить рес­пираторы.
«Загорелась кислородная шашка. По всем инструкциям мы обязаны были покинуть станцию, - вспоминает Василий Циблиев. - Огонь мог просто прожечь дюралюминиевую оболочку станции, толщина которой всего 2-2,5 миллиметра. Иностранцы запаниковали: мол, летим на Землю. Я прикрикнул: тушите, потом разберёмся! Потушили. Затем долго восстанавливали все системы. Копоть летала повсюду. И ведь окошко не откроешь, чтоб проветрить».
Полёт в космос, говорит космонавт, - это не прогулка. Первые два-три месяца ещё чувствуешь себя нормально, а потом однообразие и дефицит общения просто душат. Оказавшись на Земле, люди не могут наговориться - с первым встречным готовы беседы вести. Ведь на станции какое общение? Только с профессио­налами, на «птичьем языке»: коротко и понятно.
«После полётов в космос я стал больше любить нашу планету, понимать, в каком хрупком равновесии на ней всё существует, - признаётся космонавт. - Когда выходишь за пределы атмосферы и смотришь на Землю, понимаешь - вот она, Родина. Уникальная для нашей Солнечной системы».

Космонавт №100

Олег Котов.

Олег Котов, ставший сотым космонавтом России и вторым - Крыма, родился в 1965 году в Симферополе. Правда, среднюю школу он заканчивал уже в Москве - семья переехала. Будущий космонавт по профессии медик - окончил факультет подготовки врачей для Военно-Воздушных сил Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. В свой первый полёт Котов отправился в 2007 году. С тех пор побывал в космосе трижды. Был командиром кораблей «Союз ТМА-10» и «Союз ТМА-17», бортинженером МКС-15.
«Командир корабля сидит в центре, далеко от иллюминаторов, на нём лежит задача по управлению космическим кораблём. Поэтому первые мои ощущения при попадании в космос были такими: всё нужно отработать под документацию, чтобы проверить состояние корабля, функционирование систем после вывода на орбиту, провести сеанс связи с Землёй, с цент­ром управления полётами, - рассказывает Олег Котов. - Умение летать в невесомос­ти приходит через недели, у некоторых через месяцы. Навык перемещения, лёгкость парения, которая видна на видеокадрах - это результат длительной подготовки и получения многих шишек и синяков. Если посмотреть на космонавта, который первые дни летает в космосе, он напоминает теннисный мячик - хаотичные движения от борта к борту. Всему надо учиться».
По словам космонавта, Земля со станции кажется очень близкой. Это в фильмах для пущей эффектности показывают, будто наша планета с орбиты МКС выглядит, как глобус. На самом деле космонавты находятся на высоте 400 километров - по космичес­ким меркам это очень низко. Так что в иллюминатор даже полностью увидеть горизонт тяжело.

Верен мечте

Антон Шкаплеров.

Космонавт-испытатель, Герой России Антон Шкаплеров родился в Севастополе в 1972 году. Учился в Черниговском высшем военном авиационном училище, но после распада СССР решил остаться в рядах Российской армии и по этой причине был переведён в Качинское ВВАУЛ. В 2003 году Шкаплерова зачислили в космонавты для прохождения двухлетней подготовки.
В 2011-м он отправился в свой первый космический полёт на борту корабля «Союз ТМА-22». В космос летал дважды, во второй раз - в качестве командира основного экипажа «Союз ТМА-15М».
«Я мечтал попасть в космос с детства. В 1970-е все дети хотели стать космонавтами. Я остался верен мечте и всю жизнь шёл по намеченному пути, - говорит Антон Шкап­леров. - До первого полёта я, конечно, видел фотографии Земли с орбиты, но это не сравнить с тем, что открывается взгляду с борта космической станции. Просто поразительно, какая Земля огромная и красивая».
Главное, чего не хватает на станции, говорит космонавт, - общения с родными и близкими. Ну и по мелочи: люди на орбите скучают по возможности принять душ, по обычной еде, приготовленной на Земле. Раньше вся космическая пища была в тубах, а сейчас еда на орбите либо в консервах, либо в суб­лимированном виде. То есть, из обычных блюд, например, борща или картофеля с мясом, полностью удаляют жидкость, а в космосе перед употреблением разводят водой.
«Самый волнующий момент - возвращение из космоса, - рассказывает Антон Шкаплеров. - Это момент очень динамичный и опасный. Мы к нему много готовимся на Земле, ко всем возможным нештатным ситуациям. По возвращении начинается реабилитация: три недели в Звёздном городке космонавты находятся в профилактории под наблюдением врачей. Потом ещё три недели в санатории - для восстановления и отдыха».

Елена ЮМАНОВА.