Республиканские юбилеи

24 Январь 2021 857
Два юбилея двух республик глазами нашей газеты, 1921-й и 1991 годы.
Два юбилея двух республик глазами нашей газеты, 1921-й и 1991 годы.

Несколько дней назад наша республика отметила 30-летие возрождения в статусе автономии: 20 января 1991-го большинство жителей тогдашней Крымской области в составе Украинской ССР проголосовало на первом в Советском Союзе референдуме за то, что хотят возродить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе СССР. Сегодня тот референдум называют прологом «Крымской весны» - не будь его, не выбери люди статус автономии, не было бы законных оснований для иного референдума в марте 2014-го и возвращения в Россию. Но есть в этом году и иная юбилейная дата, без которой невозможен был бы вообще референдум 1991-го и возрождение автономии тоже. 100 лет назад Крым впервые получил этот статус, а республикой мы вообще впервые стали 103 года назад. О том, как это было, нынешняя «Крымская правда» узнала со страниц своих предшественников - «Таврической правды» и «Красного Крыма», а также из документов, подготовленных сотрудниками Государственного архива РК.

- В нашем архиве хранятся исторические документы, отображающие все этапы становления республики, - рассказывает Олег Лобов, руководитель Государственного комитета по делам архивов РК. Накануне он открыл выставку, посвящённую Дню республики. - Конечно, главная для нас, нынешних, дата это 18 марта 2014-го, когда в России появились два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Но мы все, старшие поколения, прекрасно помним, как 30 лет назад с волнением брали в руки бюллетень иного референдума: в нём надо было не как в 2014-м поставить галочку возле ответа, с которым согласен, а вычеркнуть ответ, с которым не согласен. Сохранился у нас тот самый бюллетень - просто листки 207 на 144 миллиметра - вопрос: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Рес­публики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?». Хранятся у нас и документы областной (цент­ральной) комиссии по референдуму в Крымской области. Итоги подвели уже 21 января: «Общее число граждан, внесённых в списки для участия в референдуме, составляет 1770841 человек». Получили тогда бюллетени 1443260, а опустили их в урну 1441019. Из них «да» автономии сказали 1343853, «нет» - 81254. Через два месяца власти УССР подтвердили восстановление автономии, правда, в составе Украины, а 22 марта Крымский областной Совет народных депутатов стал Верховным Советом Крымской АССР.
Среди представленных на выставке документов 30-летней давности протокол 4 внеочередной сессии областного совета от 12 ноября 1990-го, на котором приняли решение о проведении референдума. Кстати, на заседании был и тогдашний председатель Верховного Совета УССР Леонид Кравчук. И плакаты, листовки: «Дорогие земляки! Воссоздание автономии Крыма является решительным шагом к справедливости. Пусть референдум 20 января 1991 г. покажет, что этот шаг мы делаем осознанно». И «Крымская правда» конца 1990-го - начала 1991-го, где из номера в номер наши коллеги писали: «Хочешь быть хозяином на родной земле? Голосуй за автономию! Сделаем 20 января днём возрождения Крымской АССР!».
- А вот смотрите, этому изображению 100 лет - герб нашей первой автономии, в составе РСФСР, что была образована 18 октября
1921-го, - показывает архивист Константин Могаричев. - Тогда решение о создании Крымской Автономной Социалистической Советской (два слова поменяли местами лишь в 1936-м. - Ред.) Республики приняли в Москве - декрет Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР. И автономия образована в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «в границах Крымского полуострова из существующих округов Джанкойского, Евпаторийского, Керченского, Севастопольского, Симферопольского, Феодосийского и Ялтинского». Спустя месяц, 10 ноября 1921-го, появилась первая Конституция Крыма автономии.
Принимали её на Первом всекрымском учредительном съезде Советов. В фондах гос­архива сохранились фотокарточки с его открытия, а ещё снимки членов первого правительства (Совнаркома), ЦИК (парламента). Одухотворённые лица, верившие в революцию и её правильность. Пройдёт немного времени и некоторые из них жизнями заплатят за идею, как, например, первый председатель КрымЦИК, один из первых редакторов нашей газеты Юрий Гавен, расстрелянный в апреле 1936-го, и первый председатель Совнаркома, казанский татарин Сахиб Саид-Галиев - его расстреляют в октябре 1938-го. А тогда, сто лет назад, они радовались появлению новой автономии в многонациональной семье России, как и все крымчане, надеялись, на наконец наступивший после Гражданской войны мир и расцвет региона. И, наверное, пели первый гимн республики, написанный поэтом Николаем Рыковским и композитором Александром Спендиаровым: «Грянь над Таврией свободной/ Гимн во славу Октября…/ И да будет всенародной/ Жизни новая Заря./ Крым республикою вольной/ В федерацию вошёл,/ И земле широкодольной/ Знамя Красное нашёл». Флаг первый у автономии был красным, в левом верхнем углу надпись РСФСР, ниже Крымская Кърым АССР. Флаг, герб и гимн опубликованы в номере «Красного Крыма», как с 1920-го по 1952-й называлась наша газета, за 20 октября 1921-го. И с тех пор появилась у нас рубрика «По Крымской Республике» - она существовала до 30 июня
1945-го, когда Президиум Верховного Совета СССР постановил преобразовать Крымскую АССР в Крымскую область, но в составе России - копия этого документа за подписью Михаила Калинина тоже хранится в архиве. Писали в рубрике коротенькие новости из регионов, например, 15 ноября 1921-го сообщили, что в Ленинском районе озимые всходы хорошие, а по Керченскому же, вследствие отсутствия дождей, всходов не было».
Вот другие номера газеты, «Таврической правды», наше название в 1918-м. И рубрика «По Республике Таврида», в номере за 20 марта там опубликовано, что «19 марта на экстренном заседании Таврического Центрального исполнительного комитета во главе с Жаном Миллером принят декрет о создании Таврической Республики Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в составе Симферопольского, Феодосийского, Ялтинского, Евпаторийского, Перекопского, Мелитопольского, Бердянского и Днепровского (часть Северного Причерноморья) уездов». Через несколько дней из Москвы прислали депешу, что в сос­таве должна остаться только территория полуострова, а новое образование получило имя Социалистическая Советская Республика Таврида. Главой Совнаркома стал Антон Слуцкий, один из первых редакторов нашей газеты. А вот наши коллеги опуб­ликовали приветствие Ивана Дерксена, уроженца Тавричес­кой губернии, что работал в Петрограде: «С невыразимым восторгом прочёл, что Таврическая губерния превратилась в Советскую республику со своим Советом народных комиссаров во главе. Многие лета новой, хоть и маленькой, но богатой Социалистической Республике!» Республика Таврида просуществовала всего несколько месяцев, потом полуостров оккупировали интервенты, Гражданская вой­на здесь окончилась только в ноябре 1920-го.
Республика Таврида, Крымская Автономная Социалистическая Советская Республика… Они, рождённые 103 и 100 лет назад, пережили многое, взлёты и падения, голод, разруху, войны и вновь возрождение, становление в республиканском статусе. Том самом, что уже в наши дни подарил Крыму возможность вновь стать Республикой, вернуться в Россию, как было изначально. И теперь мы всё преодолеем, у нас есть отчая земля, Родина-мать, есть многонациональное единство, трудолюбие и вера. И это всё - залог нашего будущего, обязательно счастливого.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото автора.