Ни дождаться, ни уехать

3 Декабрь 2021 920
Поскольку автобусов на маршрутах мало, их салоны практически всегда переполнены. Фото: Анны Кадниковой
Поскольку автобусов на маршрутах мало, их салоны практически всегда переполнены. Фото: Анны Кадниковой

Лишь только в Крыму пахнуло зимой - улицы припорошило снегом, задул холодный ветер - общественный транспорт исчез с маршрутов. На каждой остановке - толпы озябших пассажиров. Время от времени появляющиеся маршрутки и троллейбусы тут же осаждаются людьми. Кто не смог втиснуться, остаются ждать и мёрзнуть дальше. По требованию главы респуб­лики, во всех муниципалитетах власти составили графики движения общественного транспорта. Но добиться их соблюдения не удалось практически нигде.

Достаточное качество

Хорошо работающий общественный транспорт - верный и проверенный многими странами способ разгрузить дороги от обилия личных автомобилей и избавить города и основные магистрали от постоянных пробок. Вот только вряд ли удастся заставить граждан пересесть с личных авто на автобусы, если те ходят, как и когда вздумается.

- Уровень сервиса в сфере общественного транспорта в Крыму меняется. Конечно, пока нельзя сказать, что качест­во услуги на высшем уровне, но могу оценить его как достаточное, - комментирует врио министра транспорта РК Николай Лукашенко. - В республике приобретено около 600 новых автобусов и 150 троллейбусов для государственных перевозчиков. На этих машинах установлена система кондиционирования и отопления. На остановках всех муниципалитетов респуб­лики оформлены графики движения. Мы периодически проводим мониторинг их соб­людения перевозчиками. Что касается Симферополя, временные неудобства с работой общественного транспорта и перебои в интервалах движения связаны с дорожным ремонтом.

Кадры нарасхват

Основной проблемой для пассажиров остаётся невозможность уехать после 20 часов - большая часть маршруток как по волшебству исчезает с улиц. Симферопольские влас­ти объясняют: вечером снижается пассажиропоток, поэтому перевозчику невыгодно оставлять на маршруте полное количество подвижного сос­тава. Всё-таки общественный транспорт - это бизнес, и вопрос прибыли всегда будет решающим.

- Дело не в экономике, - не согласен с позицией муниципальных чиновников вице-президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Зиновий Лудчак. -

У перевозчика в контракте есть условие, обязывающее его выполнять определённое количество рейсов. Проблема в нехватке водителей.

У большинства крымских перевозчиков по одному водителю на каждом автобусе. Выезжая на маршрут в 6 часов утра, он не может работать до поздней ночи. Поэтому нормативы предусматривают 2,7 водителя на каждую машину. Но соб­людать их нет возможности.

Почему же люди не идут в профессию? Не устраивают условия труда? Однако, например, ГУП РК «Крымтроллейбус», который также испытывает дефицит кадров, предлагает водителям зарплату в 42 тыс. рублей на руки.

В Ялте их готовы обеспечивать бесплатным жильём. Казалось бы: живи даром, зарабатывай и попутно отдыхай в живописнейшем уголке Крыма, а люди всё равно не идут. Проблема в том, говорят эксперты, что дефицит водителей сейчас наблюдается по всей стране.

В связи с этим крымчане уезжают работать на общест­венном транспорте в другие регионы, где им готовы платить от 60 тыс. рублей.

Единственный путь решения кадровой проблемы, который на сегодня видят крымские перевозчики - организовывать обучение молодёжи за собственный счёт с последующим трудоустройством на предприятии и обязаннос­тью отработать минимум год.

Ждём итогов конкурса

В Симферополе требование по сохранению количества подвижного состава на маршрутах в вечернее время будет прописано в новой версии контрактов с перевозчиками. Они будут заключены по итогам конкурса, который пройдёт в декабре и январе. Контракты на все маршруты планируется заключить до 1 февраля.

- Сейчас все перевозчики, и частные, и государственные, работают на основании временных договоров, которые заключены не по результатам конкурса, а напрямую, - рассказывает первый замглавы Симферопольской админист­рации Максим Балахонов. - Срок действия такого контракта не может превышать полгода. В связи с этим горизонт планирования у перевозчиков небольшой и естественно, что они не спешат обновлять подвижной состав - нет гарантии, что фирма в будущем останется на маршруте. Это неправильный подход, поэтому мы проводим конкурс с последующим заключением контракта на два года.

В новых договорах будет прописана обязанность перевозчиков обеспечивать голосовое объявление остановок, бесперебойную работу навигационного оборудования, автоматическую систему оплаты проезда, поддержание должного санитарного сос­тояния автобусов. В случае несоблюдения этих условий предусмотрены штрафные санкции: за каждое нарушение - 1000 рублей. Деньги, конечно, символические, но если перевозчик будет регулярно нарушать условия контракта, итоговая сумма взыскания может сделать его работу нерентабельной.

Елена ЮМАНОВА.