Военфельдшер. Анна. Мария

27 Ноябрь 2021 1457
80 лет назад наша газета писала об этих Героях. Фото автора и из проекта Дорога памяти.
80 лет назад наша газета писала об этих Героях. Фото автора и из проекта Дорога памяти.

Их, конечно, были тысячи тогда, в Великую Отечественную, и Анны, и Марии, и Екатерины, и Галины, Юлии, Ольги, Лидии, Елены, Натальи, Татьяны, Севильи, Кристины, Арзы, Зухраб, Полины, Вероники, Владлены, Эмилии… Все женские имена, наверное, можно называть, упоминая о санинструкторах, военфельдшерах, врачах - тех, кто на передовой и в госпиталях делал всё возможное и невозможное, чтобы вытащить, спасти, отнять у войны жизни бойцов, солдат, офицеров, защитников Родины. Они и сами защищали её, женщины в белых халатах, девчата с красным крестом на полевой сумке, защищали, спасали, погибали, порой, сами, но делали всё, что могли, до последнего верные долгу. В редакционном архиве газеты, тогда «Красного Крыма», 80-летней давности мы нашли две заметки о таких военфельдшерах, вышедшие с разницей в несколько дней. Они ценны ещё и тем, что написаны однополчанами женщин, с передовой.

Книжечка жизней

«Её имя знакомо героическим защитникам Одессы. Эта молодая, всегда весёлая девушка, не раз смотрела смерти в глаза. Она всегда там, где опаснее, где жарче бой, где особенно необходима её помощь. В её маленькой записной книжице фамилии командиров и бойцов - защитников Одессы. Их сорок шесть. Она спасла им жизнь, вынеся раненых с поля боя вместе с оружием, которое им вручила Родина для защиты священных рубежей Отчизны от нашествия фашистских зверей». Эти строки в декабрьском номере газеты 1941-го написал майор А. Изугенев, знавший девушку ещё до боёв на полуострове. По его рассказу понятно, что в Крым Анна попала чуть раньше других переброшенных из-под Одессы бойцов: сначала в гос­питаль (была ранена в ногу). Она спокойно перевязала себя и продолжила оказывать помощь раненым бойцам. После боя её направили в госпиталь и эвакуировали в Крым». Уже здесь, в Севастополе, встретила, быть может, своих и снова спасала жизни. «Рана на ноге ещё даёт себя знать и теперь, но Аня уже давно без устали работает. Она создала полевой санпункт, проинструктировала медсестёр, санитаров. Во время жаркого боя, который нам пришлось выдержать под селением Н., Аня ползала от окопа к окопу и оказала помощь 12 раненым. Смелость и отвага Ани сказались и на других. Все санитары и сёстры нашего подразделения работали с большой отвагой. Бойцы восхищались её смелостью и упорнее вели бой с врагом. После боя Аня в записную книжку занесла ещё 12 фамилий. Ещё 12 спасённых жизней дорогих для Родины людей - защитников счастливой жизни советского народа, родившего сотни тысяч таких героев и героинь, как Анна Быкова».

Увы, узнать больше о судьбе военфельдшера Анны не удалось. На портале Память народа, созданном по документам Центрального архива Министерства обороны страны, есть несколько женщин-военфельдшеров с таким именем, кстати, награждённых орденами и медалями. Но одни, как Анна Николаевна, Анна Степановна, Анна Пет­ровна и Анна Васильевна, не подходят то по возрасту, то по месту службы - ведь майор рассказывает о молодой девушке, воевавшей за Одессу, а этим, кому-то было уже сорок, воевали под Мос­квой, Калинином (Тверью) и Ленинградом. Наша крымская военфельдшер Быкова, награждённая орденом Красной Звезды, тоже как-то раненая в ногу и воевавшая в 257-й Сивашской Краснознамённой ордена Суворова дивизии, это уже из истории освобождения Крыма, да и имя - Александ­ра Григорьевна. Ещё одна героиня крымского периода - Анна Яковлевна, но Брыкова и связистка, что под сильным обстрелом врага обеспечивала связь при освобождении Алушты. И очень не хочется думать, что Анна Быкова из газеты - Анна Кузьминична, 1923 года рождения, из Краснодарского края, где её ждала мама Наталья Алексеевна Богдашева. Девушка, что теоретически могла вое­вать и в Крыму, в августе 1943-го награждена медалью «За отвагу». «Спасла жизни 27 тяжелораненых, оказала первую помощь 90 легкораненым. Нет страха, смущающего героиню. Она не только производила перевязки, но и в трудную боевую обстановку с оружием в руках обороняла занятые рубежи». Это строки из представления сержанта медслужбы 32-й гвардейской стрелковой дивизии уже к ордену Отечественной войны, конец сентября 1943-го. Посмертно.

А вот об авторе заметки Александре Петровиче Изу­геневе, благодаря редкой фамилии, знаем больше. Он, рождённый в 1901-м, лишь четыре года не дожил до 40-летия Победы, уйдя в 1981-м. Добровольцем в 1918-м вступил в ряды Красной Армии, до Великой Отечественной уже был награждён орденами Красного Знамени и Знак Почёта, был комендантом погранкомендатуры в Очакове, в Крыму воевал в 184-й стрелковой дивизии (4-я Крымская стрелковая дивизия войск НКВД), ранен под Севастополем. О нём и о его встрече с крымским «хозяином лесов», будущим знаменитым виноделом - расскажем в одном из следующих номеров.

Из морпехов

Ещё один декабрьский номер газеты 80-летней давности. Целая страница посвящена морским пехотинцам, защитникам Севастополя. «На одном из рубежей храбро и мужественно уже свыше месяца сражается часть товарища Тарана. Бойцы и командиры этой части в многочисленных сражениях с врагом показали себя бесстрашными патриотами социалистической Родины». Речь о бойцах 2-го Перекопского полка морской пехоты капитана Николая Николаевича Тарана (он, к счастью, встретил Победу. Об офицере и его подразделении тоже расскажем позже). Он был сформирован ещё за пределами Крыма, во время обороны Очакова, где, кстати, сражались и Герои предыдущей истории Александр Изу­генев и Анна Быкова, боёв на Кинбурунском полуострове, у мыса Тендра. Сражалась там и военфельдшер Мария Белоусова, о которой в нашей газете рассказал старший политрук Калашников.

«Военфельдшер Мария Алексеевна Белоусова с первых дней войны находится на передовых позициях. Вместе с бойцами военфельдшер переносит все невзгоды и тяжести суровой фронтовой жизни. Она всегда жизнерадостна, полна энергии и силы и своим мужеством воодушевляет бойцов. В части любят и уважают Марию Белоусову. Горячая патриотка участвовала в многочисленных боях с фашистами и под градом пуль во время артиллерийско-миномётного обстрела она выносила раненых бойцов с поля боя, перевязывала им раны. Только на подступах к Севастополю Мария Алексеевна вынесла с поля боя свыше девяноста раненых».

На портале Память народа находим уточнение - в наградном листе декабря 1941-го: «За время боёв под Севастополем товарищ Белоусова Мария Алексеевна вынесла с поля боя 103 человека с полным при них вооружением. Только за 3 дня из всех проведённых боёв товарищ Белоусова вынесла 82 человека». Из наградного листа узнаём, что родилась военфельд­шер в 1905-м, а на фронт мобилизована Ялтинским военкоматом - крымчанка.

К слову, есть в архиве и данные на ещё одну Марию Алексеевну Белоусову, родившуюся 31 декабря 1919-го в Рязанской области, награждённую медалью «За боевые заслуги», но она служила в госпиталях за пределами полуострова.

О нашей же героине из морпехов есть ещё две записи на портале. Донесение о безвозвратных потерях, из которого узнаём, что рождённая в Подольской области Мария Алексеевна, интендант 3 ранга, пропала без вести 3 июля 1942-го, когда наши войска вынуждены были оставить Севастополь. Но есть и запись, сделанная кем-то из её родных в проекте Дорога памяти. Из которой узнаём - выжила женщина. «Родилась 2 августа 1905-го в селе Солдатские Дворики Тамбовской области (почему в донесении - Подольская, не знаем, но речь об одном и том же человеке. - Ред.). После оставления нашими войсками Севастополя вместе с ранеными, которым продолжала помогать, попала в плен, находилась в женском лагере Равенсбрюк в Германии. 1 мая 1945-го освобождена советскими вой­сками, работала в советском госпитале в Германии. Награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалью «За оборону Севастополя». Марии Алексеевны не стало 7 января 1986-го. Мы не знаем, вернулась ли она в Крым после Победы, но зато есть фотокарточка.

А вот об авторе заметки нашли только данные, что звали его Дмитрий Михайлович Калашников, родился морпех в 1908 году в Сталинградской области, на январь 1942-го считается пропавшим без вес­ти. Правда, есть на портале данные и на иного Дмитрия Михайловича Калашникова, 1908 года, из Краснодарского края - о награждении в 1945-м орденом Отечественной войны. И о награждении медалью «За боевые заслуги» Дмитрия Михайловича Калашникова, 1908-го, участника Керченско-Эльтигенского десанта, правда не старшего политрука, морпеха, а старшины электриков связистов, что несмотря на контузию, под бомбёжками восстанавливал связь.

Вот такие они Герои вой­ны, чьи имена давно стали вечностью, историей. Но они подарили нам мир. И это нельзя забывать.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.