Учимся бороться с магазинным произволом

29 Октябрь 2021 746
Продавец не имеет права требовать за товар больше, чем указано на ценнике. Фото Анны Кадниковой.
Продавец не имеет права требовать за товар больше, чем указано на ценнике. Фото Анны Кадниковой.

Какими бы строгими ни были ограничения, связанные с распространением коронавируса, есть место, которое нам не могут запретить посещать - продуктовый магазин. По иронии именно там чаще всего нарушаются наши права. Чтобы избежать этого, как минимум, надо их знать. Мы пообщались с юристами и специалистами Роспотребнадзора и выяснили, как противодействовать магазинному произволу.

Хочу - сдаю, хочу - не сдаю

Нередко самовольство сотрудников магазина начинается уже у входа в торговый зал. Заключается оно в требовании сдать пакеты и сумки в камеру хранения. В уважающих себя (и покупателя) супермаркетах такую практику давно прекратили, чего не скажешь о небольших магазинах самообслуживания. Как правило, такое требование объясняют регулярными попытками выноса товара из магазина. Но воровство - не ваша проблема.

По закону, вы имеете право не сдавать свои вещи в камеру хранения вне зависимости от их размеров и содержимого. Единственное, что в данном случае может рекомендовать администрация, - бесплатно упаковать личные вещи посетителей в вакуумный пакет.

Ответственное хранение

Наверняка, оставляя вещи в камере хранения, вам доводилось видеть объявление о том, что администрация не несёт ответственности за сохранность вещей. Так вот, это не правда. Ключ от камеры хранения сумок - это подтверждение заключения договора хранения.

А попытки магазина снять с себя ответственность за оставленные в камере вещи противоречат Гражданскому кодексу РФ (п. 3 ст. 891: «Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах»; ответственность за утерю, соответственно, наступает в соответствии со ст. ст. 901, 401 ГК РФ).

Неумышленный бой

Часто в проходах между стеллажами выставляются паллеты с товарами. Иногда таким образом пытаются увеличить товарную площадь магазина, но чаще всего их используют для удобства выкладки товара. Для покупателя эти паллеты, загромождающие проход, создают лишь неудобства. Пытаясь обойти их, можно легко задеть стеллаж с товарами и что-то разбить.

Если так произошло, то магазин не вправе требовать с вас оплаты испорченного товара. Не платите за неумышленно повреждённый товар. Администрация магазина может добиться от вас взыскания денег только через суд.

Беспардонная охрана

Наглая магазинная охрана - отдельная история. Иногда они мешают покупателям свободно перемещаться по магазину и требуют предъявить документы. В таких случаях стоит напомнить заигравшемуся охраннику, что согласно ст. 203 УК РФ он превышает свои полномочия.

И если он не намерен следующие два года провести в местах не столь отдалённых или посвятить их исправительным работам, то лучше бы ему обойти вас десятой дорогой.

Желание покопаться в ваших вещах также чревато для охраны уголовным делом. Осуществлять личный досмотр могут только сотрудники полиции. При этом они производят его в присутствии двух свидетелей, составляют протокол досмотра.

Попросить вас показать содержимое сумки охрана может только в том случае, если сработала охранная магнитная рамка или камеры зафиксировали факт кражи. В любой другой ситуации охранники не имеют права предъявлять никаких претензий.

Право на сдачу

Если у кассира нет сдачи, то это не ваши проблемы. Продолжайте настойчиво требовать сдачу. Согласно п. 38 письма от 17 марта 1994 г. №1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»: «Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самостоятельного размена».

Возвращаем «некондицию»

Нередко нам пытаются продать в магазинах товары ненадлежащего качества. К сожалению, выясняется это, когда покупка оплачена и доставлена домой. Это, впрочем, не значит, что вы впустую потратили свои деньги. Вернуть в магазин некачественный товар - ваше право. По закону, продавец обязан принять его у покупателя и в случае необходимости провести проверку качества. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков продавец обязан провести экспертизу за свой счёт.

Компенсация за травму

Если вы получили травму на территории магазина, например, поскользнулись на кафеле или с полки на вас упал тяжёлый товар, то вы вправе требовать с магазина компенсацию. Если же травма была получена исключительно по собственной неосторожности, то получить её не получится.

Натуральный обман

Часто в магазинах пользуются нашей невнимательностью и накидывают цену на разные товары. Схема примитивна до тошноты. На ценнике под товаром указана одна цена, а на кассе «пробивается» другая, более высокая. Многие покупатели не замечают этих расхождений или ленятся перепроверять чеки.

В итоге магазин получает дополнительную прибыль.

Между тем ценник на прилавке - официальный документ и продавец не имеет права требовать цену выше указанной. Если вам пытаются продать товар дороже, для начала необходимо вызвать администратора и сообщить ему о данном недоразумении. Скорее всего, вам начнут объяснять, что поступила очередная партия товара, цена на него другая, а сотрудники не успели заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена закладывается при поступлении.

Возможно, здесь нет злого умысла, а обычная халатность персонала. Но вас не должно это волновать. Пункт 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.

Кроме того, в Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по цене, которая в этой оферте указана. Напомните это администратору магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, т. е. продать товар по цене, указанной на ценнике.

Если ваше законное требование отклоняется, потребуйте жалобную книгу и сделайте запись о происходящем, а от администрации магазина - письменного ответа на ваше обращение. Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала! Администрация может обвинить вас в воровстве торгового оборудования. Если есть возможность - сфотографируйте ценник на мобильный телефон.

Обратитесь в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора с заявлением с приложением ответа магазина на вашу жалобу, фотографию ценника, чек.

В любом случае советуем всем, кто столкнулся с нарушением своих прав потребителя, не оставлять это без последствий. Подобное нарушение является основанием для привлечения нерадивого продавца к административной ответственности по статье 14.7 КоАП Российской Федерации (обман потребителя).

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.