Где родился, там и пригодился

13 Октябрь 2021 294
Крымские власти считают, что нужно повышать не только оплату, но и престиж работы учителя. Фото: Анны Кадниковой
Крымские власти считают, что нужно повышать не только оплату, но и престиж работы учителя. Фото: Анны Кадниковой

Крымские школы переживают тотальный дефицит кад­ров. В этом году республике не хватает 690 учителей-предметников. В особом дефиците преподаватели русского языка, математики, истории и физики. К 2025 году в регионе появятся 17 новых школ. Но что в них толку, если там некому будет работать? Педагогов для этих учреждений нужно искать или готовить уже сейчас.

Неблагодарный труд

Проблема нехватки педагогов в сёлах существует давно, но в последние несколько лет дефицит кадров стал ощущаться и в городских школах. Пока он покрывается за счёт увеличения нагрузки на работающих учителей. В том числе, педагогам приходится заниматься сов­местительством: математики попутно преподают физику и информатику, географы - историю и так далее. Между тем в республике отмечается очень слабый приток новых кадров в систему образования. Это значит, что если ситуация не изменится, через несколько лет крымских детей будет некому учить.

- Профессия учителя очень сложна. Она требует высокой самоорганизации и коммуникативных навыков, - говорит министр образования, науки и молодёжи РК Валентина Лаврик. - Проблема дефицита педагогических кадров лежит в двух плоскостях. Первая - качест­во образования и отсутствие мотивации у выпускников вузов, вторая - низкая финансовая поддержка учителей. 

В 2019 году Крым перешёл на новую систему оплаты труда педагогов - по сути, регион вернулся к ставке оклада. Оклад педагога общего образования на одну ставку сейчас должен составлять не менее 14650 руб­лей. Новая система была введена, для того чтобы защитить учителей от несправедливого распределения стимулирующих выплат. Окладную часть зарплаты можно повысить, работая в гимназических и лицейных классах, классах с углублённым изучением предметов, школе-интернате или спецшколе. Также дополнительный доход дают проверка тетрадей, заведование методическим кабинетом, мас­терской, спортзалом, лабораторией, опытным участком и, конечно, классное руководство. Плюс надбавки за весомые профессиональные награды.

- Напомню, что молодым специалистам установлена ежемесячная доплата в размере 5700 рублей. Таковых в Крыму на сегодня 1391 человек. 246 из них впервые приступили к работе 1 сентября этого года, - рассказывает Валентина Лаврик. - Такая выплата предоставляется в течение трёх лет. В итоге, когда специалист теряет статус молодого, возникает проблема: человек становится опытнее, а получает меньше, чем пока был новичком.

Где брать специалистов?

Ещё один способ материального поощрения педагогов - второй год действующая в Крыму программа «Земский учитель». Её участники, переезжая работать в малые города и сёла, получают единовременную выплату в миллион рублей. В прошлом году в Крым по программе приехали 38 педагогов, в этом - 33. И всё бы ничего, но привлечение специалистов с материка создаёт крымским властям новую проблему - дефицита жилья.

В итоге чаще всего получается так, что приезжающему на работу в республику учителю вакансию предлагают в одном муниципалитете, а жильё - в другом.

- Беда в том, что из поля зрения выпадает простой факт: задача программы «Земский учитель» - привлекать специа­листов не извне, а в отрасль. Но мы рассчитываем, что кто-то должен переехать в Крым, чтобы утолить местный кадровый голод, - комментирует зампредседателя Государственного Совета РК Владимир Бобков. - А где специалисты, которых должны готовить в республике? Крымский федеральный университет, по моему убеждению, вообще абстрагировался от этой задачи, а Инженерно-педагогический самостоятельно не вытянет потребности целого региона. Отдельный вопрос - к качеству подготовки педагогических кадров. Низкое качество порождает отток специалистов из системы образования.

Если будущий учитель выпускается из вуза неготовым к работе в школе, он вряд ли там задержится, считает Владимир Бобков. Между тем на первом курсе КФУ, например, школьная практика вообще отсутствует.

Целевой набор

- Ситуация в отрасли особенно обострилась в начале этого учебного года, - констатирует председатель Крымской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Екатерина Волкова. - Оперативные данные показывают, что почти 40% крымских педагогов работают на полторы-две ставки. Все прекрасно понимают, какого качества знания может дать учитель, отработавший две ставки. Молодые специа­листы не идут в школы на предлагаемую низкую зарплату. В итоге нагрузка на одного учителя, например, в Белогорском районе составляет 1,7 ставки, в Раздольненском районе, Ялте, Джанкое и Симферополе - 1,6.

По мнению многих специалистов, решить проблему кадрового дефицита в образовании может целевой набор студентов. Фактически речь идёт о системе госзаказа, действовавшей при СССР. Получил образование за государственный счёт - будь добр, верни долг, поработав по распределению. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов разработал норматив, узаконивающий подобную систему, который сейчас проходит процедуру согласования. Суть предлагаемого целевого набора в том, что студент проходит обучение с практикой в той школе или том муниципалитете, который его направил. После окончания вуза выпускник возвращается в свой район на работу. Таким образом решается проблема жилья для специа­листа и расходов на проезд, потому что молодой педагог трудится по месту проживания.

- В этом году мы увеличили приём на педагогические направления подготовки. В частности, учителей-предметников: физики, химии, биологии и информатики. Но проблему дефицита преподавателей нужно решать системно, - убеждён ректор Крымского инженерно-педагогического университета Чингиз Якубов. - Я считаю, что целевой набор может привести к снижению потребности республики в педагогах. Сейчас, если выпускник живёт в Симферополе, как бы ни просила меня предоставить этого специа­листа, например, нижнегорская школа, я не смогу его туда направить. А целевой набор даст мне такую возможность.

По мнению специалистов, все существующие льготы, выплаты и премии для учителей выполняют функцию точечной поддержки - не более. Для решения проблемы нужно повышать благосостояние педагогов масштабно. В частности, при начислении зарплаты учитывать фактическую нагрузку. Однако эта проблема до сих пор не решена на федеральном уровне.

- Если силами крымского Минобраза и рабочей группы Совета руководителей общеобразовательных организаций будет найден инструмент, который позволит более справедливо оплачивать труд педагогов, готов лично обратиться к главе государства за поддержкой, - резюмирует глава республики Сергей Аксёнов. - А пока поддерживаю предложения по увеличению объёма материального стимулирования молодых специалистов: поддержку от правительства будут получать учителя со стажем до пяти лет вместо трёх. Также поддерживаю выдачу жилищных сертификатов для педагогов в размере 1,5 млн. рублей на покупку жилья и выделение земельных участков для учителей, которые работают в сельских школах.

Елена ЮМАНОВА.