Наше молоко должно быть лучшим в мире

15 Сентябрь 2021 558

Трактористом и дояркой быть теперь не модно. В сёлах катастрофический кадровый голод. А как результат - мы пьём молоко с материка не всегда хорошего качества. Бахтияр УСЕИНОВ, глава крестьянского фермерского хозяйства в селе Столбовом Сакского района, считает, что это можно исправить. И ему веришь. Ведь он держит стадо из примерно ста коров и планирует дальше расширяться.

Бахтияр Усеинов.

- Бахтияр, вам удалось успешно освоить государственные субсидии и заняться молочным животноводством. Вы увеличили поголовье, купили охладитель молока на 1000 тонн. Успешно сдаёте молоко на молокозавод в Саках. Почему рискнули и решились на грант?

- А какие тут могут быть сомнения? На грант в 1,5 млн. рублей я купил минитрактор, доильную установку, охладитель молока и машину. Конечно, много средств уходит на сено, овощи и витамины. Но зато и качество достойное. Мы начали официально работать с 2015 года, а до этого просто держали коров для себя как бы. Нас санкции подтолкнули к такому решению, а точнее, продовольственная блокада. Было всего 8 голов, а после 2014 года мы поняли, что надо развиваться. Тем более, возможность есть. На данный момент у меня 48 дойных коров, 20 нетелей, это, скажем так, будущие коровы. И около 25 тёлочек до года. Мой нынешний коровник рассчитан на 100-105 голов. Даже если захочу, поголовье увеличить не смогу - на улице придётся держать, а я не считаю это правильным.

- Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы нашего, крымского, молока стало больше?

- Главное, это цена молока. Вот мы сдаём его на молокозавод в Саках, базисная цена - 25 рублей за литр. Это стоимость для фермерских хозяйств. Но есть ещё добавки за жирность, у нас выходит 28 рублей за литр, так как порода даёт жирное качественное молоко. Ещё есть субсидии от государства, это 4 рубля за литр. Вот итоговая цена.

Но мы понимаем, что если поднять цену на молоко, то пострадает конечный потребитель. Идеально было бы на государственном уровне стимулировать рынок молока - предоставлять больший объём материальной помощи.

Кроме того, в Крыму всё не так просто с кормовой базой. В том году была засуха, кормовая база очень выросла в цене. Зерновые подорожали на 30%, сено выросло в цене на 40%. Это очень существенное повышение, но при этом сырое молоко поднялось в цене всего на 1-1,5 рубля. В этом году погода порадовала, дожди прошли. Хотя жалко жителей Ялты и Керчи, безусловно. Но в степном Крыму в июле была зелёная трава, что для полуострова поразительно. Зато удалось нормально кормить стадо.

- Знаю, что в сёлах есть проблема с работой. Многие уезжают в города, якобы в сельской местности заняться нечем. А вы что думаете по этому поводу?

- Молочное животноводство - самая проблемная отрасль, у нас недостача кадров катастрофическая.

В Крыму крайне сложно найти скотника или доярку. К слову, два года назад я был лучшим дояром полуострова. Но один человек может выдоить 30-35 голов, а если расширять хозяйство, то нужно хотя бы три дояра на 100 голов.

И важно помнить, что у коров нет выходных или праздников, они всегда дают молоко, даже на Новый год.

Но вот проблема - людей не найти. В нашем селе создана специальная программа, её разработали депутат районного совета и глава сельского поселения. Если бы не пандемия, она бы у нас работала. Мы планируем делать экскурсии на фермы и другие предприятия. Позволить ученикам старших классов школы проехать на комбайне, подоить корову, ведь нужно завлечь молодёжь в село.

Тракториста, комбайнёра, доярку очень сложно найти. Я так считаю, что молодёжь у нас хочет быть либо строителями, либо таксистами. Это я о парнях сейчас говорю, так кажется по нашему селу. До города всего 25 километ­ров, вот все и едут в него. Но города-то не резиновые.

В сёлах кто останется?

Я считаю, что должна быть программа на государственном уровне - привлекать молодёжь к такому труду. Ведь многие даже не знают, что современный комбайн стоит как Bentley. В нём есть кондиционер, всё удобно и практично. Едешь и радуешься. В животноводстве тоже есть роботизированное доильное оборудование. Подключил корову и готово, но всё равно это должен делать оператор машинного доения, а его нет.

- Может быть, зарплата не устраивает молодых?

- Не согласен. Например, оператор машинного доения может получать от 30 до 40 тысяч рублей. Да, нужно встать рано утром, в пять часов. Но ты поработал два часа утром и два часа вечером. В остальное время можешь заниматься тем, чем тебе удобно - подработать ещё или отдохнуть.

На предприятиях растение­водов нужны комбайнёры и трактористы. Они могут и по ночам трудиться в полях, уборочная кампания - это тяжёлый труд. Но они получат от 55 до 60 тысяч рублей. Только ведь это не модно совсем.

Молодёжь сидит в интернете, смотрит на российский бомонд и думает, вот как надо. Блогер и получил деньги.

А трудиться не хотят. При этом у меня работали студенты, которые приезжали на летние каникулы. Они занимались уборкой сена, погрузкой и выгрузкой, получали до 3000 рублей в день. Это разве плохие деньги?

И себе что-то можешь купить, и семье помочь.

Есть ещё один нюанс.

В городе молодым веселее что ли, общение есть какое-то. А у нас что? Отправился в поле, у тебя рядом тракторист и комбайнёр и всё. Это тоже нужно учитывать, есть такой фактор. Но опять же, если молодые парни и девушки будут оставаться в сёлах, будет всё же чем заняться.

- Я слышала, что вы включаете своим коровам музыку. Это чтобы им не скучно было?

- Отчасти. Включаем разную музыку, дояру так комфортно работать. А когда ему хорошо, то и коровам хорошо. Животное получает удовольствие, что с ним обращаются достойно. И я вам так скажу - коров не обманешь. Они понимают, качественное зерно им дают или нет. Если начинаешь экономить на корме, тут же падает качество и количество молока. Они не любят резкие движения, поэтому доя­ры должны трудиться плавно и аккуратно. И, конечно, не переносят запах спиртного.

Но это нюансы, а главное, что мы хотим сделать ферму не хуже, чем в Европе. И это возможно, уверяю вас. Мы можем производить молоко, которым можно гордиться.

Валентина БУЙЛОВА.