Переход на электроход

14 Сентябрь 2021 461
Сейчас электротранспорт в Крыму используется в основном для перевозки туристов. Фото Анны Кадниковой.
Сейчас электротранспорт в Крыму используется в основном для перевозки туристов. Фото Анны Кадниковой.

Развитие электротранспорта в Крыму позволит создать тысячи новых рабочих мест, будет способствовать расширению возможностей малого бизнеса и поможет улучшить экологическую ситуацию в регионе, считают в правительстве республики. Вот только, как его развивать, пока не ясно. Однако уже к концу этого года власти должны разработать внятную и конкретную программу увеличения количества электромобилей на полуострове.

Утверждённая федеральным правительством концепция по развитию производства электротранспорта охватывает различные его виды: легковые автомобили, пассажирские автобусы, троллейбусы, микроавтобусы, грузовые автомобили и двухколёсные мотоциклы. На первом этапе планируется подготовить базу для массового выпуска электромобилей.

В итоге к 2024 году, по планам Кабмина, на российских дорогах должно быть 25 тыс. электрических машин. Это в 2,5 раза больше, чем сейчас.

К 2030 году в стране должны выпускать не менее 10% электромобилей от общего объёма производимых транспортных средств. Для этого могут ввести обязательную долю электротранспорта для концернов, то есть квоты. А для водителей на электрокарах будут льготы, например, свободный проезд по платным трассам - эта мера, как ожидается, вступит в силу уже в следующем году. Главная цель концепции - к 2030 году каждый десятый автомобиль в стране должен быть электрическим.

- Согласно концепции развития электоромобильного транспорта РФ в Крыму к 2025 году должно появиться 500 заправок для электромобилей. Из них 206 быстрых (автомобиль можно зарядить всего за полчаса), - рассказывает вице-премьер РК - министр финансов Ирина Кивико. - Уже есть инвестор, который хочет развернуть в Крыму производство электрозаправок. В мае в республике была создана рабочая группа по вопросам развития электротранспорта. Сейчас в ней аккумулируются все идеи, проблемные вопросы и предложения, на основе которых до конца этого года планируется разработка программы развития электротранспорта. Её цель - увеличить количество электромашин. Это можно сделать за счёт льгот и субсидирования из бюджета, формирования системы гарантий для пользователей и владельцев электротранспорта, модернизации существующей электросети.

Вице-премьер напоминает, что у республики уже есть опыт в производстве транспорта на электрической тяге: местное предприятие выпускает туристические электрокары, машины для уборки улиц и парков, грузовики и другие виды электромобилей. Кстати, на прошлой неделе крымский производитель получил патент на первый произведённый на полуострове высокоэффективный малошумный тяговый электродвигатель. Однако местное производство пока сложно назвать массовым: с 2014 года было выпущено лишь чуть больше ста машин. Для достижения поставленных федеральным правительством целей таких объёмов явно недостаточно.

Кроме развития собственного производства, планируется также расширять сеть электрозаправочных станций. Сейчас в Крыму действует 41 автозаправочный комплекс, оборудованный точками для зарядки электромобилей. При этом только на семи из них есть возможность быстрой зарядки - при обычной на заправку машины уходит от трёх часов.

- По концепции, главный пункт программы - это зарядные станции для электромобилей. Через три года их в России должно быть 9 тыс. штук. Сейчас - это смешные цифры - не более 200 точек зарядки на всю страну, - рассказывает экономист, аналитик автомобильного рынка Игорь Зубарев. - Запас хода у современной машины 200-300 километров. Зарядок в количестве, способном обеспечить бесперебойное движение даже при таком запасе расстояния, пока нет. При этом у менее современных авто, а таких на наших дорогах пока большинство, запас хода гораздо меньше - до 100 километров. В странах, где распространены электромобили, действуют по-другому: тот, кто производит электромашины, сам инвестирует в инфраструктуру для них, чтоб его продукцию покупали.

В Крыму развитием необходимой инфраструктуры намерены заниматься власти. По словам Ирины Кивико, правительство республики планирует уже к следующему курортному сезону оборудовать на полуострове сеть заправочных станций для электромобилей. Радиус охвата составит не менее 70 километров, так что свободно передвигаться по региону смогут даже владельцы и пользователи электромашин с малым запасом хода.

- Заправочными станциями для электромобилей будет снабжена федеральная трасса «Таврида». Сейчас уже установлено четыре из них, - уточняет зампред крымского правительства. - Глава республики

Сергей Аксёнов считает необходимым первоочередную установку электрозаправочных станций в Симферополе, Евпатории, Саках, Судаке, Алуште, Ялте, Феодосии, на трассе Белогорск - Приморский, Армянск - Симферополь, Симферополь - Саки и Симферополь - Алушта. В этой связи муниципалитетам необходимо разработать местные программы развития электротранспорта, в которых они определят места установки электрозаправочных станций, возможности подключения к электросетям, предусмотрят расширение сети заправок, развитие городского электротранспорта, использование коммунальной электротехники и другие вопросы. Для Крыма является особенно важным снижение загазованности - местные чиновники должны это понимать.

Елена ЮМАНОВА.