Крымский «Титаник»: ржавое сокровище Судака

14 Сентябрь 2021 298
Теплоход постепенно разрушается.
Теплоход постепенно разрушается. Фото автора.

Много лет туристы из разных уголков страны приезжают в ресторан на воде. Под Судаком они добираются по грунтовке до одного объекта. Только вот вместо роскошных блюд в этом ресторане их ждут ржавчина и риск для жизни.

История

Теплоход «Князь Багратион» пережил многое за время своего существования. Когда-то у него был винт и прогрессивная для того времени машина - сдвоенный дизель суммарной мощностью 1320 лошадиных сил. На воду его спустили в 1912 году, в честь столетия Бородинского сражения. Кстати, это единственный сохранившийся из первой серии речных дизельных винтовых пассажирских судов. Изначально их сделали 11 штук, но все постепенно исчезли. Многие отправились на металлолом.

Под своим нынешним именем теплоход работал недолго. После революции его, конечно, переименовали. Из князя он стал товарищем - такой вот социалистический поворот. «Память тов. Маркина» курсировала по реке Волге. Кстати, товарищ Маркин был соратником Льва Троцкого, так что имя у теплохода было более чем боевое.

Всё складывалось хорошо. В 1950 году было принято решение реконструировать теплоход. Он продолжал работать на Волге, пассажиры исправно садились на него и добирались до места назначения. Например, из Горького в Астрахань.

На борту могли комфортно разместиться 340 пассажиров. Здесь был просторный зал с фортепиано, которое, говорят, подарил сам Николай II. Кстати, оно сохранялось на теплоходе как минимум до начала 2021 года, только вот выглядело, мягко говоря, непрезентабельно. Экипаж судна составлял 16 человек, двигалось оно со скоростью до 21 км/ч.

Кстати, есть легенда, что именно этот теплоход снимали в фильме «Жестокий романс», но это неверно. Хотя местные жители с удовольствием рассказывают об этом туристам - так интерес к судну только растёт.

Но вот «революция» 1991 года оказалась для судна последней. Так вышло, что теплоход попал на Украину, а здесь с раритетами не церемонились. Вскоре бывший «князь» попал в Феодосию, а потом его отбуксировали к бухте Капсель и мысу Меганом. С тех пор он там и стоит.

Почти 30 лет корабль выглядит так, будто его бросили. Хотя он некоторое время был плавучим рестораном - примерно 10 лет. Но потом начал ветшать, потому что никому не было до него дела. Теперь тут всё закрыто, попасть внутрь невозможно.

«Страшненький такой…»

Прогулка по палубе очень опасна.

Найти корабль достаточно легко. Во-первых, он отмечен на навигаторах, как местная достопримечательность. Во-вторых, можно просто ехать в сторону мыса Меганом мимо арт-кластера «Таврида», потом с асфальтированной дороги повернуть на грунтовку, и вы увидите остатки судна.

Двери и окна тут закрыты, внутрь попасть сложно, но смельчаки находятся. Они сбивают замки или находят щели. Но забираться внутрь - опасно для жизни. Вы рискуете провалиться на гнилых досках или споткнуться обо что-нибудь и упасть. Вольготно себя тут чувствуют только коты, которые встречаются на теплоходе. Туристы их часто подкармливают, да и сами животные видно, что не тощие.

Единственный вариант осмотреть теплоход вблизи - просто обойти его. Это относительно безопасно для здоровья, можно сделать довольно легко. Но находятся и такие, кто забирается на палубу. И это снова риски, достаточно высокие. На палубе много дыр и прохудившихся досок, можно запросто получить травму.

Кстати, не удивляйтесь, если услышите лай собак. Внутренние помещения могут быть под охраной дворовых псов. Лучше с ними не знакомиться, могут и укусить. Много лет у них был хозяин - Владимир Алексеев. Якобы он записан в украинских документах, как представитель малого частного предприятия «Спарта», владеющего участком, на котором стоит теплоход. Однако владельца давно никто не видел.

Год назад глава администрации Судака Игорь Степиков заявил, что теперь теплоход должен стать собственностью арт-кластера «Таврида». Тогда же прозвучала информация, что участок земли принадлежит федеральным властям. Глава администрации посчитал, что теплоход можно сделать арт-объектом. Однако пока неизвестно ничего о том, чтобы эти планы были реализованы.

Валентина БУЙЛОВА.