Финансовая самооборона

8 Сентябрь 2021 271
Потери россиян от действий кибермошенников только в первом квартале нынешнего года составили почти 2,9 млрд. рублей.
Потери россиян от действий кибермошенников только в первом квартале нынешнего года составили почти 2,9 млрд. рублей. Фото из открытых источников.

Буквально каждый день преступники придумывают новые формы и схемы обмана граждан. Они спекулируют на чувствах, обещают золотые горы, маскируются под сотрудников банков или государственные организации, чтобы выманить деньги. Вместе с тем существуют и правила кибергигиены, соблюдая которые можно избежать преступных схем и сохранить свои средства. Мы пообщались со специалистами крымского отделения Банка России и разобрали их на типичных примерах.

Ситуация первая

Вам звонят и представляются сотрудниками местных или материковых банков.

Как себя вести. Сотрудники банков никогда не звонят гражданам с просьбой подтвердить сведения, им это запрещено законом. Поэтому не нужно сообщать личные данные, реквизиты карты и другую секретную информацию третьим лицам: CVC/CVV- трёхзначный код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Важно запомнить, что спрашивать по телефону персональную информацию по вашей карте сотрудники банка не имеют права ни при каких условиях. Чтобы не стать жертвами мошенников, не нужно перезванивать и отправлять СМС на незнакомые номера, не стоит переходить по ссылкам из подозрительных сообщений. Перезвонить можно только на официальный номер банка, указанный на обороте карты или на сайте банка, набрав его вручную. Если у работников банка действительно возникнет подозрение, что действует злоумышленник, они приостановят подозрительную операцию на срок до двух суток. За это время действие можно либо подтвердить, либо отменить. Но принять решение нужно в течение 48 часов, иначе банк автоматически снимет блокировку, и операция будет совершена.

Ситуация вторая

Преступники представляются сотрудниками правоохранительных органов и убеждают гражданина, что якобы против него возбуждено уголовное дело по заявлению Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) о мошеннических транзакциях.

Как себя вести. Не сообщать запрашиваемые данные и прервать разговор. Сотрудники полиции не будут звонить человеку лично - его вызовут повесткой. А Центральный банк Российской Федерации не обращается с заявлениями в правоохранительные органы по операциям без согласия клиента, это не в его компетенции, тем более в отношении лиц, которые обслуживаются в кредитных организациях. Мошенники рассчитывают на эффект неожиданности и страх перед людьми в погонах, на то, что в состоянии стресса человек выдаст свою персональную информацию.

Ситуация третья

С вашей карты пытаются списать средства, после того как её фотография была опубликована в социальных сетях.

Как себя вести. Не выкладывать снимки банковских карт в социальных сетях и не отправлять их в мессенджерах. Это позволяет мошенникам завладеть частью данных, которые попали в сеть, а после с помощью методов социальной инженерии найти недостающие и списать средства с карт. Также не стоит хранить данные карт на компьютере или в смартфоне. Если вы заметили списание средств, которое прошло без вашего участия, как можно скорее обратитесь в банк и напишите заявление о несогласии с операцией.

Ситуация четвёртая

Создание лжесайтов интернет-магазинов, «клонов» сайтов официальных организаций, занимающихся выплатами компенсаций.

Как себя вести. Не стоит переходить по ссылкам из электронных писем незнакомых отправителей, которые обещают скидки, акции, «выгодные» предложения, быстрые социальные выплаты. Не реагировать на всплывающие рекламные окна. Необходимо проверять адресную строку сайта на предмет неточностей в символах, установить на все электронные устройства антивирус и регулярно обновлять его.

Ситуация пятая

Махинации с банкоматами: установка скрытых устройств, позволяющих считывать информацию с платёжных карт в процессе транзакции.

Как себя вести. Перед снятием денег в банкомате следует его осмотреть. На картоприёмнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься. Набирая ПИН-код, нужно прикрывать клавиатуру рукой.

По данным Банка России, потери россиян от действий кибермошенников только в первом квартале нынешнего года составили почти 2,9 млрд. рублей. Эта цифра в 1,6 раза превышает показатель аналогичного периода 2020 года. А количество мошеннических операций за три месяца превысило 237 тысяч.

«Жалобы крымчан в Банк России на случаи кибермошенничества касаются списания денежных средств третьими лицами, мошенничества у банкоматов, социального инжениринга, - отмечает начальник отдела финансового мониторинга и валютного контроля отделения по Республике Крым Банка России Михаил Наков. - Все формы мошенничества в финансовой сфере объединяет одно: злоумышленники любыми способами пытаются завладеть персональными данными клиента и воспользоваться ими для списания средств с банковских карт, либо психологически воздействовать на человека так, чтобы он сам перевёл средства мошенникам. Поэтому нужно быть бдительными и помнить об основных правилах защиты от кибермошенничества».

Необходимо помнить, что мошенники постоянно меняют свои схемы. Чтобы не стать жертвой злоумышленников, обязательно повышайте свой уровень финансовой грамотности. Это можно сделать на просветительском сайте Банка России «Финансовая культура».

На сайте «Госуслуги» появился раздел «Жизненные ситуации: финансовое мошенничество». Сервис рассказывает о правилах финансовой безопасности в онлайн-среде, даёт практические советы, как противостоять телефонным и кибермошенникам

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.