Индира Черджиева: Кино - чудо, «накрывшее» в детстве

24 Июль 2021 3035
Фото автора.

Моё знакомство с Индирой Таймуразовной было сначала заочным: увидела её фильм о схиархимандрите Илие  (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин), который родился в селе Становой Колодезь на моей родной Орловщине. Человек ныне известный: духовник братии Оптиной пустыни и личный духовник патриарха Кирилла. Фильм впечатлил и запомнился не только самим героем, но и режиссёрским подходом к сложной теме.

А потом мы оказались вместе с режиссёром картины в жюри кинофестиваля «КрымДок». Выкроили время и для бесед.

- Индира, как получилось, что мусульманка стала снимать фильм о православном священнике?

- Начнём с того, что я не мусульманка. Как и многие осетины. Мусульманкой была моя мамочка. Отец был носителем традиционной для осетин формы духовности - очень древнего монотеизма.
Я же крестилась в православии, но мне комфортно и радостно носить в себе то, что дали мне родители и мой род в целом - ощущение присутст­вия Бога в каждом из нас. Со старцем Илиёй познакомилась «с монитора», как редактор фильма режиссёра Вячеслава Гулуева «Счастливая звезда генерала» - о Сергее Кобылаше, командующем дальней авиацией, Герое России. Оказалось, что Сергей Иванович - духовное чадо отца Илии, поэтому священник тоже попал в кадр, и Вячеслав загорелся сделать о нём фильм. Есть в этой «связке», можно сказать, нечто мистическое: отец Гулуева погиб на Орловско-Курской дуге, а отец схиархимандрита Илии - под Владикавказом. Дав согласие сниматься в картине у режисёра-мусульманина, отец Илия благословил его на это. И Вячеслав, пригласивший меня в свой проект, признался, что почувствовал какую-то новую энергетику: прилив сил и новые ощущения бытия. Они очень привязались друг к другу. Отец Илия теперь часто бывает во Владикавказе, посещает место гибели отца.

- Многие считают кино делом не женским. Вы так не думаете?

- Для меня кино - чудо, которое один раз человека накрывает. И не важно, женщина это или мужчина. Важно, что накрывает. Меня накрыло в раннем детстве. Я жила тогда с бабушкой и дедушкой в селе. У нашего народа очень хорошая традиция, к сожалению, уже иссякающая, когда детей воспитывают старейшины рода. А ведь это очень важно.
Я не встречала людей, которые выросли какими-то поганками, если они напитывались абсолютной, безграничной любовью старших в семье.
С бабушкой и дедушкой я посмотрела первый в жизни фильм в сельском клубе. Названия не помню, а кадры очень многие в память врезались.
С тех пор я и «заболела» кино.

- А почему же тогда оказались на истфаке Северо-Осетинского госуниверситета?

- Понимала, что именно здесь получу фундаментальное образование, потому что история даёт картину мира. Я горжусь, что училась у педагогов, которые украсили бы любой университет мира. Общение с ними мне очень многое дало. В том числе и понимание, что я природный документалист.

- Что это значит?

- Что у меня есть безусловное уважение к человеческой судьбе как к факту, умение увидеть и показать проявленность человека в мире в контексте истории.
Я поняла, что мне неинтересно придумывать истории и потом их воплощать на экране. Мне интересно рассказывать о ком-то или о чём-то, кто или что меня потрясло. То, что я попала на Северо-Кавказскую студию кинохроники, - это и везение, и, думаю, закономерность - провидение Божие. Второе образование я получила на отделении сценарно-киноведческого факультета и в аспирантуре ВГИКа. Вернулась на студию, где работала редактором, режиссёром.

- Северо-Кавказской студии кинохроники, созданной ещё в 1946 году, на которой вы начинали уже не существует. Как же теперь фильмы снимаете?

- Студий у нас теперь много. Выбирай любую. Я сотрудничаю в основном со студией Вячеслава Гулуева «Эдельвейс». Недавно закончила фильм «Дербент. Ворота веры». О потрясающем городе с древней христианской историей. Дербент называют кавказским Иерусалимом. Там живут представители самой древней в России иудейской общины и самые древние, после арабов, мусульмане. Здесь потрясающий уровень, как теперь говорят, толерантности. Я не люблю это слово, потому что оно характеризует абсолютный крах мультикультурализма, а мне это не интересно. Мне интересна человеческая терпимость и понимание того, что рядом с тобой человек, имеющий право на своё имя Бога. Дербент небольшой город, в котором жизнь каждого человека, каждой общины, как на ладони. Можно сказать, что тысячелетний опыт совместного существования культур и исповеданий - пример всем нам. Там все владеют сопредельными языками. Надеюсь, что этот фильм отберут в программу кинофестиваля «КрымДок» и крымчане его увидят в сентябре.

- Вы уже много лет верны документальному кино, почему? Неужели не хотелось снять игровую картину?

- Представьте себе, нет. У меня мышление документальное. Структурированное. Документальное кино - первая реальность. Игровое - вторая, это продукт воображения.
И то, и другое - желание автора что-то сказать миру. О себе, о своём восприятии мира. На киноязыке. Но у документалистов он особый.

 - У вас есть основная тема?

- Для меня приоритетен герой, а не тема. А герой неотъемлем от своей нацио­нальной принадлежности. На Кавказе трудно найти человека одной крови. Поэтому вопросы чистоты крови должны волновать только тех, кто занимается этим профессионально - этнологов, антропологов, историков. Чтобы понимать, кто мы, куда мы идём, что с нами происходит. А не для того, чтобы сказать: мне пять тысяч лет, я на двух ногах ходил, когда ты хвостом за дерево держался. Ни у кого хвоста не было, об этом прекрасно написал мой любимый Лев Николаевич Гумилёв.

- Вы так хорошо знаете его труды?

- Он мне очень интересен, поэтому внимательно читала. Разделяю его евразийство. Мне даже импонирует его любовь к тюркам. Хотя я отношусь не к тюркскому миру, а к североиранскому.

- Как живётся в Северной Осетии русским?

- Спокойно. Все имеют работу, а значит, достоинство. И возможность национально проявляться. Активно работают национально-культурные общества. У нас ведь более ста национальностей проживают. Национально-культурное общество «Русь» объединяет всех славян.

- Вы прекрасно владеете русским языком, он у вас очень образный. В школе изучали?

 - И в школе тоже. Но я с детства, как и многие осетины, двуязычная. Дома все говорили и на русском, и на осетинском. Любимым занятием было чтение. Это ведь главное в овладении языком.

- Приглашения в жюри все принимаете?

- Безоговорочно - если это рабочие, как называю их, фес­тивали: без атрибута убогого гламура - красной дорожки. Вся энергия должна уходить в дело, а не в антураж. Как на вашем «КрымДоке». Молодой, но уже авторитетный фестиваль делают серьёзные люди, профессионалы. Строгий отбор фильмов, тёплая атмосфера. Такой фестиваль - не только возможность посмотреть фильмы, но и сделать для себя открытия, а это очень обогащает, наполняет тебя.
Я бы даже сказала, вдохновляет. Сейчас ведь только на кинофестивалях можно увидеть документальные фильмы коллег, а среди них есть настоя­щие образцы кинодокументалис­тики. Я рада, что здесь были картины, которые меня, как зрителя, очень глубоко задели и одарили сильными чувствами. Режиссёры ведь именно для этого и работают.  

Досье

Известный российский киновед, сценарист, режиссёр Индира Таймуразовна Черджиева родилась в столице Северо-Осетинской АССР Орджоникидзе (ныне Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания). Активный пропагандист лучшего регионального, отечественного и мирового кино. Кинодокументалист из обоймы мастеров, создающих летопись Кавказа. Лауреат и призёр международных кинофестивалей. С автором документальных фильмов, телепрограмм, киноальманахов и кинохроник, среди которых - «Зори Владикавказа», «Утренняя звезда», «Северный Кавказ. Сегодня», «Кандагар. Пятая рота», «Боевое братство», «Двойной портрет», «Ещё раз о войне и мире», крымчане познакомились во время прошлогоднего кинофестиваля «КрымДок».

Кстати

Фильм «Дербент. Ворота веры» отобран селекционной комиссией в номинацию «Крымские премьеры документального кино» конкурсную программу фестиваля «КрымДок», который запланирован на 14-17 сентября.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.