«У жильцов уже зубы от злости сводит»

16 Июль 2021 810
Санитарное состояние подъездов и придомовой территории - один из самых частых поводов для жалоб на управляющую компанию.
Санитарное состояние подъездов и придомовой территории - один из самых частых поводов для жалоб на управляющую компанию. Фото Александра КАДНИКОВА.

Грязь в подъездах, мусорные россыпи у входа в дом, отсутствие освещения на этажах, текущие трубы, разбитые окна, засыхающие без полива растения во дворе… Рынок управления жилым многоквартирным фондом в Крыму сформировался ещё несколько лет назад, но до сих пор качество работы некоторых компаний не выдерживает никакой критики. При этом у крымчан пока недостаточно опыта, чтобы грамотно защищать свои права, контролировать работу УК и быть уверенными, что их не обманывают. В связи с этим власти республики должны создать единую модель работы управляющих организаций и тарифную политику для них, заявил глава региона Сергей Аксёнов на совещании по проблемным вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Куда уходят деньги?

Только за первую половину текущего года в Инспекцию по жилищному надзору РК поступило 5,5 тыс. жалоб граждан, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2020-го. Большая часть обращений касается ненадлежащего содержания общедомового имущества управляющими компаниями. Люди платят деньги и не понимают, за что. Управляющие организации не убирают подъезды, не обрезают деревья, не меняют трубы, не чинят входные группы, не следят за напором воды в доме, не обслуживают детские площадки. На все жалобы жильцы получают стандартные ответы вроде: «Что вы хотите, тарифы такие низкие, что собранных денег ни на что не хватает». Однако в Крыму есть яркие примеры, когда при небольшом тарифе компании умудряются оказывать широкий спектр услуг, создавая комфортные условия для жизни людей. «Будем искать практики хорошей и эффективной работы и ставить их в качестве примера», - заявил Сергей Аксёнов.
- Работа управляющих компаний должна быть абсолютно прозрачной, - говорит начальник Инспекции по жилищному надзору РК, главный государственный жилищный инспектор РК Элина Акулова. - Сейчас очень много жалоб поступает по поводу того, что организации не предоставляют отчётов о том, на какие работы и в каком объёме были потрачены собранные с жильцов средства. Со стороны инспекции постоянно осуществляется контроль деятельности управляющих компаний. Только за первые полгода 2021-го мы провели 707 проверок и выдали 504 предписания об устранении нарушений.

Суд - крайняя мера

Однако результативность и эффективность работы жилинспекции должна измеряться не количеством проведённых проверок, а числом разрешённых коллизий. Между тем жалоб пока становится только больше. В связи с этим Сергей Аксёнов дал главе Элине Акуловой поручение: до следующей недели сформулировать алгоритм действий для жильцов, руководителей управляющих компаний и муниципальных чиновников, которым следует пользоваться для решения возникающих конфликтов. Например, если граждане требуют перерасчёта по оплате услуг управляющей компании (в случаях, когда они были выполнены не в полном объёме), обращение должно быть рассмотрено в течение трёх дней. Если речь идёт о спорном вопросе, касающемся качества предоставленных услуг, заместитель главы администрации муниципалитета должен лично выехать на место и оценить справедливость фактов, указанных в обращении жильцов. Суд - крайний вариант выяснения отношений между гражданами и управляющей компанией, когда даже после вмешательства властей не удалось прийти к консенсусу. При этом глава республики подчеркнул, что одним из обязательных условий для качественной работы управляю­щих организаций является постоянная связь с жильцами для согласования всех вопросов и быстрое реагирование на жалобы.
- Брать трубку, когда звонят собственники жилья, - обязательное условие работы для руководителя управляю­щей компании, - объявил Сергей Аксёнов. - Сейчас ситуация такова, что руководители управляющих организаций могут за год ни разу не появиться в многоквартирных домах, которые обслуживает их предприятие. Они не знают обстановку, не понимают, что происходит. Проблемы выявляют тогда, когда у жильцов уже зубы от злости сводит. Например, из Керчи люди пишут: в девятиэтажном доме мусоропровод забит до самого верха. Вопрос: где управляющая компания? Почему никто не отреагировал? Почему мы из Симферополя должны решать вопрос расчистки мусоропровода в Керчи? К сожалению, сегодня решение подобных вопросов во многих муниципалитетах республики организовано на крайне низком уровне.

Елена ЮМАНОВА.