Что курортный сезон нам готовит?

2 Июль 2021 2645

В Крыму снова ждали наплыв туристов, но открытие Турции изменило планы многих. Будет ли в этом году много гостей? И справится ли с нагрузкой туристичес­кая сфера? Мы задали эти и другие вопросы Олегу БУДНИКУ, предпринимателю из Оленевки, его пляж Sunset неоднократно признавали лучшим на полуострове.

Олег Будник.

- Закончился июнь, как прошёл первый месяц курортного сезона? 

- Основное отличие в том, что мы всё-таки работаем.

В прошлом году из-за ковида мы были закрыты до 15 июля. Несмотря на то что июнь был непростой, погода нас подвела, было холодно, дождливо, но мы работаем, и это несом­ненный плюс.

- Какие основные проблемы вы видите в этом курортном сезоне?

- Прошлый сезон из-за ограничений был очень «урожайный». Люди засиделись дома из-за локдауна. К тому же были закрыты границы. Конечно, когда ограничения сняли, все ринулись в Крым. Прошлый сезон поэтому был феноменальный. Но это имеет и свои последствия.

Есть такая вещь, как инерция мышления у людей. Многие считают, что в этом году будет лучше, чем в прошлом. И количество объектов туристической сферы выросло на полуострове в разы. Это касается и общепита, и пунк­тов размещения, и различных пунктов проката. С одной стороны хорошо, но с другой также в разы увеличилась потребность в рабочих руках.

И в этом проблема, так как их больше не стало.

В Крыму всегда было сложно найти работников в сезон. Отчасти это решалось тем, что многие приглашали людей с Украины, оформляли им трудовые патенты. И они трудились за относительно небольшие по российским меркам деньги, при этом с полной отдачей. Так решалась кадровая проблема. Но теперь границы закрыты из-за коронавируса, второй год мы не можем пригласить граждан Украины на работу. На фоне роста объектов туристической инфраструктуры ситуа­ция с работниками катастрофическая.

И так у всех. При этом многие называют цены за свои услуги в два раза больше, чем в прошлом году.

- У многих сложился образ Крыма как места, где сдаются «скворечники» по ценам дворцов. Как вы считаете, с чем это связано?

- Эта проблема родом из СССР, когда в огромной стране огромное количество людей стремилось на тёплое побережье. Конечно, всем места не хватало. Было такое, что даже жили в гаражах и гусятниках. Не было смысла улучшать, потому что всё равно приедут туристы и будут платить. Сейчас, кстати, есть схожие тенденции в связи с ростом туристического потока.

Хотя много строится в Крыму других объектов. Это касается гостиниц и общепита. В основном деньги вкладывают люди с материка, из крупных городов. Они привезли нам понимание того, как работать в условиях жёсткой конкуренции. И это другой уровень по внешнему виду, по уровню обслуживания. «Скворечники» по ценам дворцов ещё есть, но через время исчезнут.

- Вы работаете открыто, платите налоги, соблюдаете законодательство. Как вы считаете, почему многие не хотят так делать и предпочитают работать «втёмную»?

- В правовом поле выгодно работать, потому что ты уверен в своей стабильности. Конечно, нельзя зарекаться, но ты понимаешь, что внезапно тебя не закроют. Это выгодно и с точки зрения стратегичес­кого планирования.

По поводу тех, кто предпочитает работать «в тени». Возможно, у них другой подход или менталитет. Если бизнес небольшой, то какие-то вещи человек себе не может позволить. К примеру, прибегнуть к профессионалам в бухгалтерии или юриспруденции. Хотел бы добавить, что очень зарегулирован бизнес в России, и в Крыму тоже. Много своего времени нужно тратить просто на то, чтобы заниматься бумажными вещами.

- Как вы считаете, останется в Крыму спрос на так называемый дикий отдых?

- Дикий отдых в буквальном понимании этого слова - это люди, которые забираются в чащу или уезжают на пустынный берег. На самом деле, таких людей очень мало. Но многие хотят отдыхать иначе, чем в гостиницах и апартаментах. Люди хотят быть ближе к природе. Им нужны автодома, какие-то места, где можно быть рядом с морем и лесом, но при этом сохранить определённые блага цивилизации. Тогда быт не становится проблемой, а отдых остаётся отдыхом. И в этом плане кемпинги - это то, что нужно. И уверяю вас, спрос на них растёт.

- Что нужно сделать для крымских посёлков, чтобы они стали востребованы у туристов? На примере Оленевки могли бы рассказать?

- Тут нужно говорить в целом о регионах Крыма.

У каждого есть своя особенность, своя фишка. Если говорить о Южном береге Крыма, то это набережные, гостиницы, парки. И туда едут люди за этим. Если говорить о западной части полуострова, то у нас ценится минимально нетронутая человеком природа. Наши туристы говорят, что едут за самым чистым морем и чистыми пляжами - это как раз Оленевка, берег Караджинской бухты. Главное, чтобы эта фишка Оленевки осталась. Если пытаться что-то изменить принципиально, застроить посёлок крупными инфраструктурными объектами, то исчезнет её изюминка. Конечно, до определённого времени посёлок вызывал двоякое чувство. Тут были катастрофические условия с точки зрения инфраструктуры. В этом плане за последние пару лет это изменилось. Появились дороги, ведутся работы по водоснабжению и канализации, к лучшему меняется всё. Но важно не растерять при этом то, что нам дала природа. Тотальная застройка здесь не нужна. Зачем нам ещё одна Ялта?

Беседовала Валентина БУЙЛОВА.