Советские размах и темпы

2 Июнь 2021 568
Благодаря особенностям конструкции, Крымский мост способен выдержать землетрясение в 9 баллов, считающееся опустошительным.
Благодаря особенностям конструкции, Крымский мост способен выдержать землетрясение в 9 баллов, считающееся опустошительным. Фото из открытого источника.

С каждым годом пребывания Крыма в составе России полуостров преображается всё разительнее. Парадоксально, но чем комфортнее и цивилизованнее становится регион, тем сильнее недовольство граждан по поводу качества жизни. И благоустройство в городах и сёлах делают не такое, и возле нового медцентра кофе выпить негде, и на небывалого для нас качества трассе «Таврида» ограждения некрасивые. Большинство крымчан, очевидно, уже забыло, что сразу после воссоединения с Россией полуостров производил впечатление нетронутого уголка советской цивилизации. Причём отнюдь не идиллического.

При Украине Крым был для Киева своего рода «бедным родственником»: на протяжении четверти века не делалось практически никаких принципиальных вложений в местные дороги, объекты энергетики, водоснабжение и социальную сферу. Неудивительно, что в ежегодном исследовании качества жизни в российских регионах, проводимом аналитиками РИА «Рейтинг», по итогам 2015 года Крым стартовал с 76-й позиции, а Севастополь - с 71-й. При этом по итогам прошлого года субъекты федерации заняли 42-е и 19-е места соответственно. Это даже не прогресс, а натуральный прорыв. Сопоставимую динамику в рейтинге качества жизни за последние годы не демонстрировал ни один другой российский регион. Понятно, что столь стремительное развитие полуострова -  результат колоссальных вливаний в крымскую инфраструктуру из федерального бюджета. Только в рамках федеральной целевой программы, по данным Минэкономразвития РФ, на развитие Крыма и Севастополя уже потрачено 668,4 млрд. рублей.

А после продления ФЦП до 2025 года объём её общего финансирования увеличен на 116 млрд. рублей - до 1,374 трлн.

«Крымская правда» решила напомнить читателям о самых значимых для нашего региона объектах, построенных Россией за последние семь лет. Благодаря им, жить на полуострове стало гораздо комфортнее и безопаснее.

Крымский мост

После запуска три года назад самого длинного в России и в Европе моста, полуизоляция Крыма от материковой части страны окончательно осталась в прошлом. Возведение грандиозного объекта стало настоящей «стройкой века». Оно продолжалось чуть более двух лет и завершилось на семь месяцев раньше предусмотренного госконтрактом срока. Проект обошёлся российской казне почти в 228 млрд. рублей. В строительстве 19-километрового сооружения участвовали более 200 отечественных предприятий, около 10 тыс. рабочих и 1,5 тыс. инженерно-технических специалистов.

Крымский мост включает 595 автодорожных и железнодорожных опор. На некоторых участках глубина их погружения превысила 100 метров. Мост построен с учётом сейсмических особенностей региона. В частности, конструктив объекта включает комплексную антисейсмическую защиту, разработанную проектировщиками совместно с учёными из ведущих институтов страны. Устойчивость конструкций перехода обеспечивают фундаменты опор, которые состоят не только из вертикальных свай, но и из наклонных, способных более эффективно воспринимать горизонтальное сейсмическое воздействие. На автодорожной части моста установлены специальные гидравлические устройства - шок-трансмиттеры. Они позволяют равномерно распределять сейсмические усилия по опорам мостового перехода. При резких и сильных толчках шок-трансмиттеры надёжно зафиксируют конструкции и обеспечат их целостность. Гарантийный срок службы мостового перехода - 100 лет.

Трасса «Таврида»

«Дорога жизни» строилась в сжатые сроки по самым современным технологиям. Она соединила Керчь, Феодосию, Белогорск, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь. Четырёхполосная автомобильная дорога первой технической категории стала главной автотранспортной артерией Крыма. Строительство трассы ведётся с 2017 года. На этот проект из федеральной казны ушло больше 140 млрд. рублей. Дорога с асфальтобетонным покрытием проложена в обход крупных населённых пунктов, оборудована надземными пешеходными переходами, путепроводами и двухуровневыми транспортными развязками. Проектом предусмотрена пропускная способность трассы в 43 тыс. автомобилей в сутки.

Проезд по «Тавриде» от Керчи до Симферополя занимает около двух часов. До её появления этот путь в среднем можно было преодолеть за 3,5 часа. Общая протяжённость трассы составляет 250,7 км. Строительство было разбито на восемь участков, шесть из которых находятся на территории Крыма (237,2 км), ещё два - севастопольские (13,5 км). Часть участков включают в себя ранее существовавшие дороги, которые были расширены с двух до четырёх полос. Сейчас ведутся работы на восьмом, последнем, этапе трассы. Объект будет полностью готов до конца 2023 года.

Теплоэлектростанции

В 2014 году около 70% электроэнергии Крым получал с Украины. Планы по созданию на полуострове собственной генерации для обеспечения надёжного и бесперебойного электроснабжения федеральный центр озвучил почти сразу после возвращения республики в состав России. Было решено строить две парогазовые электростанции мощностью 470 МВт каждая - одну в районе Симферополя, другую возле Балаклавы.

Летом 2015 года на двух площадках ударными темпами стали расти корпуса станций. Основной упор при создании ТЭС делается на экологию - вредные выбросы в атмосферу сведены к минимуму. Обе станции строили с учётом дефицита воды на полуострове: установленные здесь турбины используют ресурс максимально экономно. Проектировщики предусмотрели возможность автономной работы ТЭС. Без поставок газа они ещё неделю смогут продолжать генерацию на дизельном топливе.

В рамках проекта, помимо двух электростанций, были построены десятки километров линий электропередачи и 347 км газопровода высокого давления из Краснодарского края. На рынок мощности первые очереди Балаклавской и Таврической ТЭС вышли в 2019 году. Станции обошлись федеральному бюджету в 70 млрд. рублей.

Медицинский центр

В прошлом году в Симферополе начал работу новый многофункциональный медцентр им. Семашко. Только специального оборудования в нём установлено почти на 4 млрд. рублей. Общая стоимость центра составляет более 9 млрд.

Общая площадь медцентра составляет 65 тыс. квадратных метров. 12-этажный лечебный корпус состоит из поликлиники, рассчитанной на 250 посещений в смену, и стационара на 734 койки. Есть конференц-зал для научно-учебной работы и собственная лаборатория для проведения самых разнообразных медицинских анализов и исследований. Помимо этого, комплекс оснащён пищеблоком, кислородно-газификационной станцией, котельной и вертолётной площадкой.

На объекте установлена дизельная подстанция: в случае отключения электроэнергии комплекс в состоянии самостоятельно обеспечивать себя электричеством. Также есть собственная газовая котельная с альтернативным источником питания. В случае отключения газа медцентр будет обеспечен горячей водой и теплом за счёт дизельной установки. На объекте есть локальные очистные сооружения для ливневой канализации. Очищенная вода используется для полива парка на территории комплекса.

Елена ЮМАНОВА.