«Местное самоуправление получает ресурс»

13 Май 2021 1144
Встреча с прессой в неформальной обстановке.
Встреча с прессой в неформальной обстановке.

О курсе, намеченном президентом России в Послании Федеральному Собранию, исполнении «постковидных ожиданий», стратегических вызовах и новых возможностях регионов рассказал корреспонденту «Крымской правды» председатель Госсовета республики Владимир КОНСТАНТИНОВ.

- Владимир Андреевич, многие ждали от ежегодного Послания каких-то сенсаций. Слухов было запущено великое множество - и об интеграции Белоруссии, и о признании и даже присоединении непризнанных республик Донбасса. Осталось ли у вас ощущение недосказанности?

- Я рассуждал почти так же, как вы… Как, наверное, большинство крымчан. После «Крымской весны» все мы, её участники, незаметно для себя стали более радикальными в своих суждениях. Мы сразу понимаем, кто предатель, кто враг и ждём радикальных решений. У жителей материковой России всё немножко по-другому.

В кулуарах мы действительно обсуждали с коллегами и тоже ждали решений по Белоруссии и Донбассу. Напряжённое ожидание буквально висело в воздухе... Но, знаете, президент у нас человек из мира борьбы. А принцип борьбы дзюдо - используй силу противника в своих целях. Та политика, которую он ведёт, при всей её, как считают некоторые, «чрезмерной мягкости» приводит к повышению мирового авторитета России. Все эти западные санкции говорят о том, что они не понимают, как нас можно сломать. Им хочется, чтобы мы делали, то что они велят. Мы этого не делали и не будем делать. Но до сих пор идея заставить нас подчиниться силой ими не отброшена. В противном случае они бы искали другой формат взаимодействия. Как уже было в истории не один раз: сначала давят-давят, потом договариваются. Так было и во время Великой Отечественной войны, и до неё, и после неё. Когда их политика приводила фактически уже в тупик, они поневоле были вынуждены садиться за стол переговоров.

- Почему же они не делают этого сейчас? Ведь сами же западные лидеры публично признают, что ресурс санкций фактически исчерпан.

- Нужно учитывать ещё и тот факт, что сейчас мировой кризис не только в экономике, но и в политике - на Западе нет сильных лидеров. Всё - мелочь! Нет ни одного сильного человека. Ведь что такое сильный человек? Это не тот, кто говорит так, как хотят все, а тот, кто говорит так, как не хотят все и заставляет всех начать думать по-другому, и ведёт их за собой. Вспомните Петра Великого, его биографию. Это человек, против которого воевали бояре, родственники, родной сын, народ - все были против его реформ. Но он это сделал, изменил страну. Это - Личность! И у нас сейчас президент такого класса. Сравнение с Петром Первым по масштабам и качеству изменений в политике страны вполне оправдано. Но при этом его политика очень гибкая. И поэтому вы правы: нужно слушать и слышать недосказанное, то что остаётся «между строк». Все понимают, что сейчас стране необходимо наращивать мощь экономическую. Втягиваться в какую-то серьёзную акцию, которая потребует колоссальных ресурсов, очень опасно. Нам экономику надо поднять, благосостояние людей надо поднять - этот запрос президент чётко понимает. И на это всё сейчас и направлено. При этом каждый раз чётко даётся понять Западу: не приближайтесь к «красным линиям», иначе вам будет самим неприятно, потом сами не будете знать, что делать. И если проанализировать знаковые события последнего времени - звонок Байдена, разворот американских эсминцев, не пришедших в Чёрное море, - можно заметить, что сигналы ими услышаны. Они поняли, что это не будет конфликт региональный, они всю Украину потеряют. Им чётко и однозначно дали понять: «Вы этого хотите? Вы это получите!». И они приостановились. Это не означает, что там уже всё хорошо. Никогда там хорошо не будет. Провокации и диверсии будут продолжаться, пока они не поймут, наконец, что с нами надо садиться за стол переговоров. Ведь посмотрите, сегодня всего несколько стран в мире имеют право на самостоятельную политику. А Россия в большой политике занимает по праву одно из ключевых мест.

Это нелегко нам далось. Во многом эти позиции достигнуты за счёт нашей оборонной мощи, на создание которой тратились огромные ресурсы. Сегодня понятно, что с нами бы никто не церемонился. Вот как с Украиной. Нам бы устроили все эти «оранжевые» перевороты, если бы у страны не было станового хребта. Президент создал этот хребет. Он есть! Конечно, это не означает, что завтра нужно кидаться в бой. Но мы каждый раз показываем, что при необходимости способны это сделать. Есть много других вызовов. Но мы так устроены - чем больше санкций, чем больше проблем, тем энергичнее мы двигаемся к их решению. И я убеждён, что санкции, неприкрытый саботаж всех российских проектов со стороны Запада подтолкнут тех, кто ещё не понял, к осознанию того, насколько важно для нас добиваться экономической независимости и самодостаточности. Вот мы в Крыму выучили урок по энергобезопасности. Представьте на минуточку, что не подорвали бы они тогда опоры, не было бы энергомоста, что бы было? Они бы нас без конца шантажировали! А теперь мы обеспечены электроэнергией, не зависим от них. И чихать мы на них хотели! Вот точно так же нужно устранить все возможности для шантажа нашей страны. Не закрыться, а быть готовыми в любой ситуации справиться самостоятельно.

«Местное самоуправление получает ресурс»

- Давайте вернёмся к Посланию. Основная его часть была посвящена внутренней повестке. Что, на ваш взгляд, следует выделить в ней, как самое важное?

- В концептуальном смысле оно ответило на вопросы, очень важные для всей страны. Я имею в виду так называемые «постковидные ожидания» людей. Чёткая установка дана на то, что система социальной помощи будет работать и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, не дадут пропасть. А масштабная поддержка государством семей с детьми даже не требует каких-то комментариев.

- Субъекты Федерации развиты неравномерно, у каждого своя специфика, есть регионы-доноры, а есть дотационные, соответственно и возможности разные...

- Да, это ещё один очень важный элемент: все, с кем мне приходилось общаться, подчеркнули важность поддержки регионов, которая была заявлена. Местное самоуправление получает ресурс.

И не только Крым. Раньше ведь много было разговоров, что мол только Крыму помогаем, а другим дотационным регионам ничего не достаётся. Нет, теперь очевидно, что это не так. Вся страна превращается в большую стройплощадку, что мне, как строителю, особенно приятно. Строительство магистрали, по сути, автобана, от Екатеринбурга по масштабам превосходит нашу ФЦП. Этот проект связывает весь Урал за ближайшие 3 года, а в следующем периоде будет продолжен. Это - качественно новый этап развития. Ну и, конечно, возможность кредитоваться под низкий процент - это серьёзный дополнительный стимул к развитию инициативы на местах. Схема очень простая и понятная: скажите, что вы хотите - подготовьте проект - вот вам на это деньги. Это очень важно для нас! Простой пример. Мы много говорим о благоустройстве сёл, о сельских клубах. Вот мы с Сергеем Валерьевичем сделали за 7 лет какое-то количество клубов, но понятно, что такими темпами мы ещё 10 лет будем этим заниматься. А это значит, что когда мы возьмёмся за ремонт последнего, первый отремонтированный будет снова нуждаться в ремонте. И будем ходить по кругу... А теперь возможен качественный рывок! Я специально привёл самый простой пример - из-за его наглядности. Теперь открываются возможности разрабатывать намного более серьёзные проекты, конечно, это большая ответственность, но и возможности открываются такие, о которых ещё недавно мы могли только мечтать.

- Когда вы говорите об инициативе регионов, я вспоминаю ваши слова несколько лет назад в адрес наших местных влас­тей - сельских, поселковых - которым инициативы как раз и не хватало. Нужны ли им новые возможности, если они за редким исключением в прежние времена инициативы не проявляли?

- Времена меняются. Так называемое «низовое» местное самоуправление сейчас формируется очень быстрыми хорошими темпами.

Созревает целая плеяда очень интересных, крепких руководителей. Люди, наконец, поверили в местное самоуправление. Да, они ещё не сами зарабатывают средства на муниципальные проекты. Но раньше мы не могли заставить руководителей нижнего звена даже за деньги федерального и респуб­ликанского бюджетов что-то полезное сделать - не хватало компетенции. Вспомните совещания с главой республики образца 2014 года, что мы там слышали… А сейчас картина уже совсем другая. Они сами способны теперь принимать решения. И люди это видят и доверяют таким руководителям, поддерживают их. Таких сельских поселений становится уже много, практически в каждом районе.

Это ещё далеко не все, но, действительно, уже много. Полный эффект мы получим, конечно, позже, но перемены идут быстро и они меня радуют.

- Как вы относитесь к инициативе вице-премьера Марата Хуснуллина сократить число субъектов Федерации за счёт создания более крупных объединений. Вряд ли для Крыма это актуально, но дискуссия идёт уже по всей стране. А какова ваша оценка этой инициативы?

- Скажу прямо и откровенно: не нам судить о федеральных проектах. Квалифицированно дискутировать о пользе либо вреде объединения могут только федеральные руководители и руководители тех регионов, которые планируется объединить. Они знакомы с местной спецификой, им известны все подводные камни, только обладая таким знанием и можно взвешивать все «за» и «против»... Речь ведь идёт о регионах, у которых нет хороших крепких доходов, а раз нет доходов, то нет и соответствую­щих компетенций на местах. То есть, и руководители не очень крепкие, и вся команда не самая сильная. Поэтому и встал вопрос об объединении их с более сильными и эффективными.

- К тому же есть и национальные территориальные образования, а это в свою очередь почва для националистических и сепаратистских движений, которые есть много желающих финансировать из-за рубежа.

- Да, вот поэтому это всё - очень деликатная тема. Скажу откровенно: мы всегда её избегали в Крыму. Мы даже районы не хотим объединять. Вот Джанкой и Джанкойский район - они живут вместе, нет границы, это один социум, но это совершенно разные муниципальные образования…

- То есть, лучше не трогать то, что уже работает? Чтобы не навредить?

- Да. И исходя из большого опыта ведения бизнеса, могу вам сказать, что после любых изменений на первом этапе всегда будет плохо. А будет ли потом хорошо - большой воп­рос. Могу с вами согласиться - для Крыма объединение с каким-либо другим регионом России сегодня совершенно невозможно. У нас очень специфический исторический путь, специфическая ментальность. Ну а об остальных мне говорить сложно, у каждого региона есть своя специфика и, как я уже сказал, любая идея требует осмысления и тщательной проработки.

- Следующий вопрос к вам, как к руководителю регионального отделения партии «Единая Россия». Сейчас единороссы по всей стране, в том числе, в Крыму, готовятся к предварительному голосованию. В чем смысл этой процедуры и кто может принять в ней участие?

- Прежде всего, хочу напомнить, что «Единая Россия» – единственная политическая партия в стране, которая проводит отбор кандидатов в депутаты всех уровней путем открытого всенародного голосования. Принять в нём участие может любой гражданин, это наша принципиальная позиция. Ограничение только одно: он не должен быть членом другой партии. То есть, предварительное голосование – это абсолютно открытая, прозрачная и конкурентная история.

Цель предварительного голосования чётко обозначил наш Президент: выявить реальные проблемы россиян и определить кандидатов, способных их решать. Голосовать может любой гражданин РФ, имеющий право голоса. Такой подход, по словам председателя партии Дмитрия Медведева, обеспечивает главные принципы предварительного голосования – открытость, конкурентность и легитимность.

- Нет ли опасности, что предварительное голосование, которое призвано выявить лучших, может стать формальностью, когда победители предопределены заранее?

- На сегодняшний день в Крыму в качестве участников предварительного голосования «Единой России» зарегистрировались уже более 100 человек. Это действующие депутаты Госдумы РФ и Госсовета республики, члены руководства Совета министров, инженеры, строители, учителя, предприниматели, журналисты, спортсмены, представители общественности и, конечно, волонтёрского корпуса. То есть, люди, которые реальными делами доказали свою способность работать на благо страны и общества, реализовывать социально значимые проекты, в том числе, и в экстремальной ситуации, связанной с пандемией. Одним словом, конкуренция серьёзная.

Участие в процедуре волонтёров, общественников и молодежи иллюстрирует обновление партии, демократичный характер выбора кандидатур для участия в избирательной кампании. В итоге кандидатами от партии станут те, кто пользуется доверием людей, отражает их интересы, кто готов защищать их права. Идеи, пожелания и предложения, озвученные гражданами в ходе подготовки к предварительному голосованию, найдут место в предвыборных программах партии и кандидатов, станут руководством к действию для депутатов.

Николай ФИЛИППОВ.