Первые километры подземного коллектора

19 Февраль 2021 188
Пропускная способность коллектора составит 175 тысяч кубометров стоков в сутки.
Пропускная способность коллектора составит 175 тысяч кубометров стоков в сутки. Автора.

Новый канализационный коллектор стоимостью 10,5 миллиарда рублей в рамках ФЦП развития Крыма планируется построить в Симферополе к концу 2022 года. Ещё 10 месяцев понадобится, чтобы подключить к новому коллектору всех пользователей, вернуть территорию вокруг шахт в первозданный вид и передать техдокументацию объекта. За сутки строи- тели проходят под землёй в среднем 15 метров. Коррес-пондент «Российской газеты» спустился в прокладывае-мый тоннель и познакомился с технологией строительства.

Сейчас основные работы ведутся на площадке в районе ГРЭС. Строительный городок здесь расположен на пересечении Евпаторийского шоссе и улицы Монтажной. Всего на протяжении коллектора глубокого заложения будет 35 шахт. 33 из них построят с нуля. Ещё две достались в наследство от коллектора, не достроенного в конце 1980-х: один из них - на перекрёстке улиц Шмидта - Ленина, второй - на улице Павленко. 2,5 километра подземного коридора, проложенного 35 лет назад, зальют бетоном, чтобы предотвратить его обрушение. В новый маршрут коллектора удастся включить лишь примерно 30 метров старого тоннеля, проходящие под сквером имени Ленина у вокзала.
- К сожалению, использовать тот недостроенный коллектор уже невозможно, - рассказал «Российской газете» главный инженер подрядной компании «Тоннельгеострой» Андрей Булыгин. - Мы обследовали его и выяснили, что он строился по устаревшим технологиям, без достаточной гидроизоляции, поэтому подтоплен во многих местах.
А поскольку маршрут проходит под улицей Долгоруковской, дальнейшее его разрушение может привести к размыву фундаментов домов. Поэтому вся эта неиспользуемая часть будет заполнена специальным раствором.
Новый коллектор пройдёт от перекрёстка улиц Ленина и Шмидта, под руслом реки Салгир, на глубине около пяти метров, выйдет к Гагаринскому парку, повернёт к железнодорожному вокзалу, затем пройдёт вдоль Евпаторийского шоссе до ГРЭС, свернёт на улицу Монтажную, пройдёт под трассой «Таврида» и вый-дет к очистным сооружениям у села Укромного. Все 35 шахт будут располагаться на поворотных точках маршрута. Дело в том, что под землёй тоннель не может делать крутые изгибы, как на поверхности. Все повороты должны быть более или менее плавными. Но пос-ле завершения работ на поверхность они будут выходить просто двумя люками: один большой, железобетонный для опускания оборудования (вдруг что-то потребуется отремонтировать или прочистить), второй - стандартный для людей.
Глубина шахт будет разной, в зависимости от рельефа местности. На Монтажной, откуда тоннель сейчас движется в сторону центра города, строители опустились на девять метров, но рельеф здесь на 20 метров ниже, чем в начале коллектора.
- Если бы рельеф везде был одинаковый, мы бы сюда пришли на большой глубине, - говорит Андрей Булыгин. - Но в таком случае нам бы пришлось строить насосную станцию. А нам водоканал поставил техническое условие: весь поток должен двигаться по коллектору самотёком, без включения электричества.
Такая схема эффективна и избавляет проект от дополнительных расходов на строительство насосных станций, которые должны были бы перекачивать нечистоты, а горожан - от шума работающих насосов и неприятных запахов. Работы на Монтажной ведутся в три смены, но при этом на площадке немноголюдно. Микротоннельным комп-лексом немецкой компании Herrenknecht управляет один оператор. Для этого ему даже не нужно опускаться на нижний горизонт - все параметры выведены на пульт управления. Но мы всё же спустимся по крутой лестнице вниз.
На дне шахты работает мощный домкратный комп-лекс, продвигающий всю цепочку вглубь земли. В дальнем конце тоннеля в это время трудится роторный щит, который вынимает грунт, размываемый водой под высоким давлением. Жидкий грунт поднимается наверх, воду отделяют от породы и снова подают в тоннель по замкнутому циклу. Когда щит проходит несколько метров, на домкраты подают специальные бетонные кольца, которые, смыкаясь, образуют сам коллектор. Основной и вспомогательные домкраты подвинут всю цепочку бетонных колец вперёд, словно подталкивают длинную гусеницу.
- По тоннелю уже можно пройти в полный рост достаточно далеко, - показывает нам маршрут под землёй дежурный инженер смены. - Двигайтесь осторожно, под ногами очень скользко.
Кольца, или трубы, изготовлены из высокопрочного бетона и изнутри покрыты специальным полимером - с высоким коэффициентом скольжения и стойким к химическому воздействию. Это покрытие защитит бетон от разрушительного воздействия канализационных газов. Сами кольца настолько точно подогнаны, что смыкаются, как хороший конструктор. Остаётся зазор буквально в два сантиметра, который заизолируют вручную.
Таким образом внутри бетонного коллектора будет монолитная пластиковая труба. Её внутренний диаметр примерно до середины маршрута составит два метра, но в районе посёлка Мирного будет сделан переход на кольца диаметром 2,4 метра. Это необходимо, потому что количество стоков по мере продвижения тоннеля от центра к очистным будет возрастать. За сутки строители в среднем проходят 15 метров пути. Но бывают дни, когда удаётся продвинуться всего на пять-шесть метров, а иногда напротив - получается пройти 20, а то и 25 метров. Всё зависит от грунтов, встречающихся на пути комбайна. Но самое главное, технология не предусматривает длительных остановок, иначе оборудование может выйти из строя.
- Грунты имеют свойство обжимать трубный став и машину, и могут зажать механизм. Дальше мы можем не протолкнуть её, - говорит Анд-рей Булыгин. - Железобетон имеет свою определённую крепость, мы не можем толкнуть его с любой силой. Толкнуть можно очень сильно, но тогда мы рискуем раздавить трубу, которая лежит в шахте. Поэтому мы стараемся без остановок идти - и идти до конца.
Три километра из 17 уже пройдены, и отставания от графика сегодня нет. А это значит, что меньше, чем через два года крымская столица получит новый коллектор глубокого заложения, который обеспечит развитие города на десятилетия вперёд.
Сергей ВИННИК.