Нет управы на негодяев?

10 Февраль 2021 773
Даже в засушливую погоду ливнёвка полна воды. Судя по запаху, канализационной.
Даже в засушливую погоду ливнёвка полна воды. Судя по запаху, канализационной. Фото из открытого источника.

Несмотря на выпавшие осадки, Симферопольское водохранилище остаётся практически пустым - осталось всего 7% воды от проектной мощности. Водоснабжение крымской столицы и пригорода полностью переводится на забор из подземных источников. Экологи бьют тревогу - опасно выкачивать воду из-под земли в таких объёмах. А химики, напротив, довольны: воду из водохранилища пить нельзя, говорят специалисты.

Со всей долины

- Главы администраций должны ликвидировать несанкционированные канализационные сбросы в окружаю­щую среду, в частности в реки, - объявил на этой неделе глава республики Сергей Аксёнов. - Эта работа нигде не доведена до конца. Наша задача - сделать так, чтобы с этого года в водную среду полуострова не попадало ни одного литра отходов.
Особенно остро проблема незаконных канализационных сливов стоит в Добровской долине - сёла там построены в непосредственной близости от Симферопольского водохранилища и реки Салгир, до водного кризиса питавших весь город и часть пригорода. Централизованной канализации в этом районе нет и не не предвидится - домовладения сливают жидкие отходы в выгребные ямы. Многие ли из них оборудованы и изолированы должным образом, чтобы предотвратить просачивание стоков в Салгир и в сам водоём?
- Факт использования воды из Симферопольского водохранилища - это форс-мажор, - считает кандидат химических наук, доцент кафедры общей и физической химии факультета биологии и химии Таврической академии КФУ им. Вернадского Константин Работягов. - Эту воду не стоит использовать для питья. Река протекает от Ангарского перевала и на своём пути проходит все населённые пункты Салгирской долины. Проконтролировать каким-то образом количество сбрасываемых в воду отходов практически невозможно.
А сливают всё что угодно: от отходов сельскохозяйственного производства до типичных бытовых. В итоге все стоки попадают в Салгир и в конце концов в водохранилище.

Опасная химия

Надо сказать, сливы воды с продуктами жизнедеятельности, мысль о которых вызывает наибольшее отвращение, как раз не так уж страшны. По словам Константина Работягова, такого рода стоки приобретают вполне нормальную кондицию, пройдя через слой почвы всего 15 сантиметров. Микроорганизмы, живущие в грунте, моментально поглощают из воды все продукты жизнедеятельности. Куда страшнее загрязнение воды химией. В том числе бытовой. После хлорирования воды с такими включениями остатки моющих средств, вступая во взаимодействие с хлором, способны образовывать токсичные соединения, опасные для здоровья человека.
Особую тревогу вызывают выгребные ямы села Лозового, расположенного совсем рядом с водохранилищем. В прош­лом году путешествовавшие в этом районе туристы обратили внимание, что несмотря на засушливую погоду, канава для отвода ливнёвых стоков, идущая через всё село, была полна водой. Причём, судя по цвету, мутности и вони, отнюдь не дождевой. По всей видимости, ливнёвка наполняется за счёт просачивающихся в неё канализационных стоков. Эта канава имеет выход в Салгир, который несёт мутные воды в водохранилище.

Нарушай - не хочу

Мы направили в Симферопольскую межрайонную природоохранную прокуратуру официальную просьбу обратить внимание на данную проблему. Ведомство передало наше обращение в Министерство экологии и природных ресурсов РК. Его специалисты провели рейдовое обследование южной части акватории водохранилища и земельных участков, расположенных на территории села Лозового, от улицы Ялтинской, 98, до Морской, 23.
- В результате визуального осмотра фактов несанкционированного сброса сточных вод с территории домовладений не установлено, - сообщают в пресс-службе Минэкологии. - В связи с тем, что огороженные земельные участки являются неприкосновенными, провести их детальное обследование не представилось возможным.
В случае выявления фактов несанкционированного сброса сточных вод в водные объекты, ведомство рекомендует направлять фотоматериалы с приложением точек географических координат мест слива. Только в этом случае Мин­экологии сможет принять предусмотренные законом меры. Они, кстати, весьма лояльны. По данным природоохранной прокуратуры, за несанкционированный сброс стоков в водные объекты предусмотрен чисто символический штраф: от 500 до 3 тыс. рублей для физических лиц. Понятно, почему несознательные граждане не стремятся строить добротные и должным образом изолированные выгребные ямы и тем более тратиться на установку бытовых очистных сооружений. Даже если нагрянут правоохранительные органы с проверкой, размер штрафа явно не способен кого-то напугать.
- Если есть информация о сливах в водохранилище, сообщайте её нам, но она должна быть чем-то подкреплена, - комментирует министр экологии и природных ресурсов - главный государственный инспектор Республики Крым Геннадий Нараев. - В этом случае мы найдём способ попасть на территорию домовладения, чтобы удостовериться в правдивости сведений. Вот вы на основании чего определили, что есть стоки в водохранилище? Где-то видно, что течёт? Если да, нужно сфотографировать сток и направить обращение в наше ведомство. Мы примем меры. А подземный сток как определить? Большая часть обращений по таким поводам в результате не подтверждается. Если инспекторы по результатам внешнего осмотра ничего не обнаружат, оснований для разбирательства нет.

Взгляд из редакции

И ежу понятно, что большинство наших, с позволения сказать, сограждан, проживающих на берегах Симферопольского водохранилища и в Салгирской долине, все свои, извините, дерьмовые отходы сбрасывают туда, откуда вода поступает к нам в дома. Но вот незадача: заставить их жить по закону, прекратить надругательство над природой и согражданами некому. Прокуратура, которой раньше детей пугали, теперь не страшна.
Оказывается, чтобы проверить, нужны доказательства. Что, даже спросить нельзя: покажи дядя (или тётя), куда отходы твоей драгоценной, деятельной и неприкасаемой жизни деваются? А ведь сколько проверяющих и контролирующих! Природоохранная прокуратура, Минэкологии и его природоохранная инспекция, ещё такая же инспекция федеральная, её подразделение (там целый генерал во главе), Роспотребнадзор… Короче, всех чиновников не перечислить, несть им числа, десятки миллионов тратятся на их содержание.
А дерьмо течёт. И не только в Салгире. И на горе Ай-Петри, которая теперь является заповедной территорией, тоже. С этим надо что-то делать.

Елена ЮМАНОВА.