Право на инкогнито

9 Февраль 2021 464
Одна из основных сфер частного инвестирования в Крыму - сельское хозяйство. В частности, овощное производство.
Одна из основных сфер частного инвестирования в Крыму - сельское хозяйство. В частности, овощное производство. Фото из открытых источников.

В структуре доходов Крыма преобладают вложения из федерального бюджета. Их доля в основном капитале нашего региона составляет около 70%. Частных инвестиций по-прежнему не так уж много, несмотря на усилия властей, направленные на их привлечение. И даже после создания в 2015 году свободной экономической зоны, участники которой получают немало реальных преимуществ перед другими работающими в Крыму предпринимателями, ожидавшегося всплеска инвестиционной активности полуостров так и не увидел.

Инвестиционная привлекательность любого региона - это, по сути, субъективная оценка, складывающаяся из возможностей и рисков, сильных и слабых сторон конкретного проекта на данной территории с учётом её исторического опыта и местных условий. Так, в первые годы после воссоединения Крыма с Россией многих бизнесменов отпугивали определённые инфраструктурные ограничения, существовавшие на полуострове. Сейчас большая часть из них уже снята. В частности, решён вопрос энергонезависимости полуострова, идёт работа над его газификацией, повышается транспортная доступность. Теперь для многих потенциальных инвесторов весомым поводом не размещать свой бизнес в Крыму являются санкции, которые США и Евросоюз вводят против компаний, работающих на полуострове.
В своё время важным инструментом для повышения инвестиционной привлекательности Крыма стала свободная экономическая зона. За прошедшие шесть лет она доказала свою эффективность. Сейчас на территории полу­острова работают 1660 участников СЭЗ: 1266 в Крыму, и 394 в Севастополе. Общий объём инвестиций составляет около 130 млрд. рублей. Созданы тысячи новых рабочих мест. Но некоторых потенциальных инвесторов отпугивает то обстоятельство, что информация о резидентах СЭЗ и их деятельности в Крыму является открытой и общедоступной. В частности, размещена в госреестрах: Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре недвижимости.
- Сейчас информация о резидентах СЭЗ в Крыму и Севастополе открыта и находится в свободном доступе, - рассказывает депутат Госдумы от Республики Крым, зампред Комитета по финансовому рынку Константин Бахарев. - Таким образом мы раскрываем все свои карты перед теми, кто нас не любит. И для многих потенциальных инвесторов именно это является сдерживающим фактором. В первую очередь речь идёт о предпринимателях, у которых есть зарубежные партнёры, торговые контракты, контрагенты за рубежом. Для них введение экономических санкций принесло бы серьёзные убытки и существенный экономический урон. Поэтому мы предложили Правительству РФ, которое в итоге откликнулось законодательной инициативой, предоставить таким инвесторам возможность сохранять конфиденциальность информации об их участии в развитии Крыма.
Сейчас угроза санкций является настолько весомой, что перевешивает различные льготы, в том числе налоговые, таможенные и другие, предлагаемые инвесторам-участникам СЭЗ. Чтобы нивелировать этот фактор, Министерство экономического развития РФ разработало законопроект об особых административных районах (ОАР). Его главная особенность - предоставление конфиденциальности работаю­щим в Крыму инвесторам, которая поможет избежать международных санкций.
ОАР будет действовать наряду со свободной экономичес­кой зоной на всей территории региона. Особые условия, считают в федеральном правительстве, будут привлекательными как для тех, против кого уже введены иностранные санкции, так и для тех, кто рискует попасть под них, если решится начать работать в Крыму. Участниками ОАР смогут стать российские компании, зарегистрированные в любых регионах, но без филиалов и представительств за пределами Крыма.
Инвестпроект должен включать вложение не менее 150 млн. рублей, которые пойдут на развитие или создание производства, инфраструктуры, объектов туризма, санаторно-курортного лечения или на организацию отдыха граждан. Это условие делает законопроект ориентированным на средний и крупный бизнес.
- Считаю, что акцентирование внимания на привлечении именно отечественных инвесторов - это очень позитивный момент данной законодательной инициативы, - комментирует директор Института экономики и управления КФУ им. В. И. Вернадского Виктор Реутов. - Изначально было принято считать, что крымскую экономику спасут иностранные инвестиции. Но это ошибочное мнение. В то же время российский бизнес располагает достаточными ресурсами для инвестиционной деятельности. Конечно, не факт, что его приход на полуостров сдерживается одними лишь санкциями. Как говорит глава республики, ещё есть определённые сложности на местах. Но тем не менее сокрытие информации об инвесторе должно подтолк­нуть определённую категорию предпринимателей в принятии решения разместить в Крыму свои капиталы.
Законодатели отмечают: информация об инвесторах будет закрытой, прежде всего для интересующихся извне. Это не значит, что, скажем, фискальные или правоохранительные органы также не смогут получать к ней доступ. Цель законопроекта не в том, чтобы поставить отдельных предпринимателей в некое привилегированное положение по отношению к другим инвесторам - как и прежде, все будут работать в равных условиях.

Елена ЮМАНОВА.