Это вам не полиция!

22 Январь 2021 425
У охранника магазина есть всего два неоспоримых права - наблюдать за посетителями и задерживать правонарушителей.
У охранника магазина есть всего два неоспоримых права - наблюдать за посетителями и задерживать правонарушителей. Фото Александра КАДНИКОВА.

Лет 10 назад, в студенчес- кие годы, довелось мне познакомиться с охранником одного из симферопольских супермаркетов. Знакомство было неприятным. Он заподозрил меня в воровстве товара и заставил вывернуть карманы. По молодости и неопытности я подчинился. Ничего запрещённого у меня не нашли, обвинения оказались бездоказательными, но осадок от всей этой ситуации остался неприятный. Чтобы вы не попали в неё, мы решили пообщаться с юристом и выяснили, насколько широки полномочия частных охранников, и что делать, если они обвиняют вас в краже.

Что делать, если охранник в магазине превышает полномочия

Многие сотрудники частных охранных предприятий (ЧОП) раньше работали в органах внутренних дел и это наложило на их характер свой отпечаток. Во всяком случае это объясняет их страсть к осмотрам, досмотрам и всяческим превышениям своих служебных полномочий.
По большому счёту, у охранника магазина есть всего два неоспоримых права - наб-людать за посетителями и задерживать правонарушителей. При этом процедура задержания должна происходить без применения насилия. Физическую силу можно применять, лишь для того чтобы остановить преступника или защититься.
Теперь самый наболевший вопрос: может ли охранник проводить досмотр клиентов? Ответ - нет.
- Всё, что может позволить себе охранник, - попросить гражданина показать, что находится у него в сумке или карманах. Но эта просьба вас ни к чему не обязывает. Можете ничего ему не показывать. Но имейте в виду, если у охранника были веские поводы, для того чтобы остановить вас (например, сработала рамка сигнализации или есть свидетели кражи), то он может задержать вас до прибытия полиции, - объясняет юрист Олег Сидоренко. - Если охранник принуждает вас показать содержимое сумки, угрожает, применяет силу или другие способы давления, то он нарушает ваши права. Тут уже вы вправе вызывать полицию.
В общем, охранник, заподозривший кого-либо в преступлении, может вызвать полицию и задержать подозреваемого до прибытия патруля. Причём, те методы и та сила, с которой охранник проводит задержание, должны быть соразмерны с тяжестью правонарушения. Таким образом, повалить человека на пол и скрутить руки за украденную пачку печенья охранник не может.
Если дело дойдёт до судебного разбирательства, эти факторы будут учтены судом. Так, при злоупотреблении своим положением охранника могут лишить права на осуществление охранной деятельности, привлечь к административной и даже уголовной ответственности.
Если же вы невиновны и не желаете битый час ждать пока на место приедут правоохранители, то просто выполните просьбу охранника и покажите содержимое сумки.
Нередко охранники просят у покупателей с не ведомой никому целью показать чек. Между тем о подобной проверке не говорится ни в одном из действующих законов, поэтому охранник не имеет права требовать предъявления чека.
Более того, согласно статье 18.5 Закона РФ №2300-1 «Защита прав потребителей» покупатель вправе вообще не брать чек, отходя от кассы.
Также охранники не имеют права запрещать вам фото- и видеосъёмку. В подобную ситуацию попадают многие. Например, когда нужно посоветоваться с выбором одежды, человек делает фото, чтобы отправить другу. В этот момент подходит охранник, просит остановиться.
А ведь это нарушение конституционных прав человека на получение, передачу, воспроизводство и распространение добытой легальным путём информации. Гражданский кодекс РФ не воспрещает делать фотографии в магазинах.
Если же сотрудники частного охранного предприятия всё же выходят за рамки своих полномочий, то этого нельзя оставлять без внимания, так как они и дальше будут оставаться безнаказанными.
Если охранник начинает угрожать, устраивает обыск или допрос, нужно непременно подать жалобу в полицию и прокуратуру. Большим плюсом станет наличие доказательств или свидетелей оскорбительного поведения работника.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.