Спустя тысячелетия по римской дороге!

5 Январь 2021 132
Самое сложное в маршруте - подъём от Скельской пещеры по самодельной лестнице.
Самое сложное в маршруте - подъём от Скельской пещеры по самодельной лестнице.

«Как же они пешком тут ходили!». Об этом думаешь, когда попадаешь на старую римскую дорогу - via militaris. Считается, что её построили в начале нашей эры для того, чтобы римляне могли путешествовать из Херсонеса в крепость Харакс на мысе Ай-Тодор (рядом с Ласточкиным гнездом). И ведь умели же строить! Отдельные участки прекрасно сохранились до сих пор.

Всех дорожников - в лес

Путь к старой римской дороге простой и доступен всем. Можно доехать на автобусе до деревни Родниковое под Севастополем, оттуда пешком дойти 15-20 минут до Скельской пещеры, а затем по указателям направиться к древнему шедевру дорожного строительства. На автомобиле и того проще - доехали до парковки у Скельской пещеры, пошли пешком и вы на месте. Единственный сложный участок маршрута - ступени, сделанные при подъёме на гору. Они достаточно широкие, ступать на них не слишком удобно, да и подыматься всё же относительно высоко. Тем не менее, если делать перерывы, можно подняться без проблем.
Вы доходите до указателя в сторону Карадагского леса (да, есть тут и такой, он не связан с горой над Коктебелем) и в село Родниковое. Отсюда идёте по направлению к лесу и выходите на дорогу. Огромные булыжники по её бокам - то крептиды, по сути конструкции, созданные, чтобы укрепить дорогу. Но её очертания не везде ясные. Нужно пройти примерно 15 минут до развалин моста. Его римляне сделали через реку, которая текла тут тысячелетия назад. Конечно, сейчас от неё нет и следа. Зато есть красивые развалины моста, на которых очень хорошо видно кладку. Смотришь и не понимаешь, как так строили люди, что без бетона мост держится тысячелетия. Может быть, делали на совесть?
Сама дорога хорошо видна уже после моста. Нужно пройти буквально пять минут, и вы увидите извилистую дорогу, так и манящую вперёд. Учтите, что идти придётся в гору. С этой стороны римская дорога доходит до «Чёртовой лестницы» - Шайтан-Мердвен. А потом «убегает» через горы Кошка, через Симеиз в сторону мыса Ай-Тодор.
Римляне построили дорогу, чтобы осенью и зимой не ходить по морю на кораблях. Они боялись штормов понта Эвксинского как огня. Наше Чёрное море не на шутку напугало смелых завоевателей. Да и местный народ не давал расслабиться - есть предание, что экипаж одного из римских кораблей, потерпевших крушение, тавры принесли в жертву.
Прогулка по дороге более чем приятная - виды отличные, местами булыжники ровно подогнаны друг к другу. Смотришь под ноги и не понимаешь, почему же сейчас у нас так плохо строят дороги, что через пару лет они превращаются в поле боя с огромными ямами. Может поучиться у римлян?

Есть дорога - нет дани

Этот путь от Херсонеса до Харакса в основном использовали для связи (перевозка товаров, войск, сообщений). Бряцали кандалами тут и невольники - их перегоняли из крепости в город и наоборот. По дороге при этом могли свободно проехать повозки, пройти навьюченные лошади, а местами и четыре всадника в ряд.
Сейчас от той военной римской дороги в Крыму сохранилось несколько небольших участков. Это в первую очередь популярный туристический маршрут «Календская тропа» - участок от Чёртовой лестницы до Подгорного длиной около 12 км. Кстати, есть версия, что слова «календа» связано напрямую со словом «календарь». Правда, некоторые исследователи пытаются найти в этом слове тюркские корни. Кстати, есть поверье, что в период татаро-монгольского ига, местные жители освобождались от дани, так как были обязаны следить за хорошим состоянием дороги.
Последним, кто использовал военную римскую дорогу по назначению, видимо, был нацистский генерал Эрих фон Манштейн. В 1941 году при наступлении на Севастополь по его приказу немецкие сапёры и советские военнопленные возвели мост через Чёрную речку и дорогу для танков. Часть её построили на месте старой римской дороги. 

Технологии римлян

Строили основные римские дороги не рабы и даже не наёмные рабочие. Наряду с большинством укреплений, дорога рассматривалась как военный объект, поэтому строилась силами армии. Важна была непрерывная доступность дороги при любой погоде. Для этого полотно не только возвышалось на 40-50 см над местностью, но и имело в разрезе покатую форму, из-за чего на ней никогда не бывало луж. Дренажные канавы по обе стороны от проезжей части отводили воду, не давая ей ни единого шанса начать размывать основание.

Местами римская дорога видна очень хорошо.

Если сойти с дороги в лес, можно увидеть живописные коряги.

Валентина БУЙЛОВА.
Фото автора.