Не безнадёжный кризис

5 Январь 2021 1321
Запуск «Тавриды» дал Крыму возможность пережить коронакризис с меньшими потерями.
Запуск «Тавриды» дал Крыму возможность пережить коронакризис с меньшими потерями. Фото Александра КАДНИКОВА.

В прошлом году российская экономика успела пережить всякое: резкое падение мировых цен на нефть - вплоть до отрицательных показателей, рецессию, кризис в основных отраслях, взрывное подорожание социально значимых продуктов. Но помимо пандемии и коронакризиса, 2020 год запомнился также завершением сразу нескольких масштабных инфраструктурных проектов. Так что в будущее Россия смотрит не только с тревогой, но и с надеждой.

Главный показатель состояния экономики - валовой внутренний продукт - по итогам одиннадцати месяцев прошлого года продемонстрировал отрицательную динамику. То есть рецессия в стране продолжается. Но если в октябре потери составили 4,5%, то ноябрьский результат оказался чуть лучше: -3,4%. В целом за одиннадцать месяцев прошлого года объём отечественной экономики сократился на 3,5%. К счастью, благополучные первые месяцы 2020-го частично сгладили последующую рецессию.
Существенный вклад в падение российского ВВП внесла сделка ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. Страны-участницы объединения добровольно ввели ограничения на объёмы добываемого ресурса. Впрочем, из-за пандемии и сопутствующего сокращения мировой экономики спрос на топливо во всех странах сократился настолько, что добычу в любом случае пришлось бы снижать.
И даже то небольшое количество нефти, которое продолжали добывать, продавать было некому. В апреле стоимость ресурса впервые в истории упала ниже нуля. В прежние времена это посчитали бы компьютерной ошибкой, но в прошлом году отрицательные цены на «чёрное золото» стали реальностью.
К счастью, после начала оживления мировой экономики и постепенного восстановления спроса на топливо, цены на нефть стали расти и сейчас Россия продаёт её по достаточно высокой стоимос­ти - котировки уже восстановились до уровня февраля прошлого года: 50 долларов за баррель. Это значение оптимально для российского бюджета, который, напомним, кроится из расчёта, что стоимость нефти будет не ниже
47 долларов за баррель.
В целом уже к концу прошлого года отмечалось постепенное оживление экономики: и мировой, и российской. Отдельные компоненты отечественного ВВП демонстрируют положительную динамику. Например, в ноябре обрабатывающие производства России показали рост на 1,1%. Сравнение идёт с аналогичным периодом 2019 года, то есть минувший ноябрь в указанной отрасли оказался даже более продуктивным, чем  до кризиса.
Интересную динамику в прошлом году демонстрировало отечественное автомобилестроение. В апреле производство легковых машин по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилось на 80% - выпуск сократился в пять раз. Казалось, что отечественный сбор автомобилей прекратится вовсе и отрасль ждёт полный крах. Но она выстояла и сейчас активно восстанавливается. Кстати, в конце прошлого года спрос на легковые авто не просто вернулся к норме, а превысил докризисные показатели.
Неоднозначным прошлый год был и для сельского хозяйства: по одним культурам наблюдался рост урожайности (зерновые и зернобобовые), по другим - существенное падение. Хуже всего оказалась ситуация с сахарной свёклой - недобор урожая по сравнению с показателями 2019 года составил 40%. Основная причина - засуха, державшаяся в аграрных регионах страны в течение почти всего года. Следствием неурожая сахарной свёклы стало резкое и существенное подорожание сахара - за прошлый год цены на продукт взлетели на 62%. Лишь к концу декабря, после вмешательства в ситуацию президента страны Владимира Путина цены на сахар несколько снизились.
В Крыму, кстати, подешевение оказалось заметнее, чем в других регионах страны: стоимость продукта уменьшилась на 10% - с 57 до 52 рублей. Интересно, что к концу года существенно подорожали также хлеб, мука и макаронные изделия, хотя урожай зерновых в 2020-м стал вторым по величине за всю историю нашей страны.
- Несмотря на все труднос­ти, связанные с пандемией, в прошедшем году в России было запущено свыше 10 тыс. инфраструктурных проектов. Их оценочная стоимость варьировалась от нескольких миллионов до нескольких триллионов рублей, - рассказывает экономист Максим Чирков. - Некоторые проекты особенно выделяются по стоимости и содержанию. Так, в августе 2020-го было запущено движение по трассе «Таврида». Строительство подобных дорог является планомерной и правильной работой. В кризисное время необходимо стимулировать экономику, и дорожное строительство является одной из наиболее эффективных мер. Могу привести в пример выход из «великой депрессии» США в начале XX века, когда именно развитие автомобильного транспорта помогло Штатам развиваться довольно динамично. Транспортные проекты важны и в России, а развитие экономики Крыма является одной из первоочередных задач. Вообще строительная отрасль выбрана ключевой для стимулирования экономики страны. Это видно по государственному субсидированию процентных ставок.
По мнению эксперта, без «Тавриды» и Крымского моста экономика Крыма пострадала бы от пандемии гораздо серьёзней, что отразилось на стране в целом. Важно, что появилось железнодорожное сообщение с полуостровом. Без связи с другими регионами страны развитие республики было бы затруднительным.

Елена ЮМАНОВА.