Студенчество не будет прежним

23 Декабрь 2020 1117
Сергей Елькин. Фото пресс-службы КФУ.
Сергей Елькин. Фото пресс-службы КФУ.

За истекший год пандемия коронавируса успела изменить привычный нам мир до неузнаваемости. Не стали исключениями даже такие фундаментальные сферы жизни как образование, наука и воспитание. Как крымские вузы справляются с переходом на дистанционный режим обучения? Вернётся ли образование к прежнему формату после нормализации эпидемиологической обстановки в регионе? Об этом мы говорили с директором Тавричес­кой академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Сергеем ЕЛЬКИНЫМ.

Всё, что студентам нужно

- В каком режиме сейчас работает Крымский федеральный университет?
- В Таврической академии обучение в осеннем семестре завершается с максимальным использованием дистанционных образовательных технологий. В сентябре мы перешли на так называемый гибридный формат: лекции проводились удалённо, а практические и лабораторные занятия - в аудиториях.
Сейчас идёт обсуждение, как будет проходить зимняя сессия. По большинству факультетов принято решение, что студенты будут сдавать экзамены удалённо. Преду­смотрена и возможность выставить поощрительные бонусные баллы, что позволит учащимся получить оценку «автоматом». Как изменится формат обучения после Нового года, предполагать пока рано. Но не исключено, что следующий семестр мы начнём также в гибридном формате.
- Где сейчас иногородние студенты? Стала ли сложная эпидемиологическая обстановка в Крыму причиной для их выселения из общежитий?
- Ни в коем случае. Каждый студент сам принимает решение, ехать ли ему домой или оставаться в общежитии. Кому-то удобно жить в Симферополе, потому что они здесь не только учатся, но и работают. У кого-то дома нет условий для нормальной учёбы - в общежитии удобнее.
После перехода на дистанционное обучение мы задумались, как можно повысить качество образовательных услуг в онлайн-формате. Предполагали, что актуальным будет открыть в общежитиях компьютерные классы, но ребята не поддержали эту инициативу. Оказалось, всё, что нужно современным студентам для дистанционного обучения - бесперебойный, доступный интернет. Мы предполагали также, что будет востребованной возможность круглосуточно работать в библиотеке: там можно уединиться и спокойно позаниматься. Но студентам это неинтересно. У современных ребят нет потребности уеди­няться, чтобы подготовиться к занятиям.

Вовлечь и удержать

- С какими проблемами пришлось столкнуться при переходе на дистанционное обучение?
- Безусловно, у «дистанта» есть свои преимущества. Видеозаписи всех лекций остаются в доступе студента - он в любое время может вернуться к пройденному материалу. При помощи электронных инструментов можно предоставить гораздо больше информации, уделить время навигации в её потоке. Научные исследования и образование стали открытыми для доступа студентов независимо от их местонахождения. А у преподавателей появилась возможность оперативного присутствия во многих местах.
Но есть и минусы такого формата обучения. Прежде всего, неготовность системы образования так быстро уйти в мир электронного обеспечения. Университет отвечает на вызовы времени, но, конечно, это сложно. Многие коммуникационные технологии требуют доступа к связи с высокой пропускной способностью. А в наших условиях даже бесперебойный интернет есть не везде. Особенно, если речь идёт о сельской местности. Кроме того, цифровые инструменты необходимо настроить, продумать, как теперь подавать материал. Ведь лекции больше не могут представлять собой рутинный пересказ.
Самое сложное в онлайн-обучении - вовлечь студентов в образовательный и исследовательский процессы и удерживать их внимание.
А главный вопрос, на который мы сейчас ищем ответ, - как не только погрузить студентов в образовательный мир, но и предоставить им особую академическую среду университета. В частности, возможность общения с одногруппниками, ведь текущий уровень доступных цифровых технологий не способствует социализации - скорее, наоборот.
- В связи с этим, не получится ли так, что дистанционное обучение лишит современных ребят, собственно, студенчест­ва? Возможности полноценно общаться со сверстниками и преподавателями, заводить друзей, находить новые увлечения.
- Действительно, сформировать социо-культурную среду в условиях цифровых технологий - это ещё одна наша задача. Но с ней сейчас никто успешно не справляется. Потому что погрузить и вовлечь студентов в образование - задача более лёгкая по сравнению с задачей формирования личности как таковой. Но не исключено, что со временем функцию погружения в социо-культурную среду будут дополнять инструменты виртуальной реальности.

Обратного пути нет

- Судя по всему, для студентов переход на «дистант» не составил особого труда.
А как насчёт преподавателей? Многие из них - люди преклонного возраста. Справляются с освоением новых технологий?
- Преподавательскому сос­таву действительно приходится тяжело. С одной стороны, значительная его часть - это научно-педагогические работники, которые начинали свою карьеру в совершенно других академических условиях. Большую часть жизни они работали в одной системе, а сейчас им приходится в срочном порядке адаптироваться к совершенно другой реальности. Один из способов решения этой проблемы - у каждого преподавателя появляется цифровой помощник. Это ассистент, который помогает осваивать цифровые технологии и большую часть работы с ними берёт на себя. Тем не менее многие преподаватели почтенного возраста тоже пользуются «цифрой», на своём уровне. Они не сошли с дистанции только потому, что изменились условия работы.
- Переход системы обучения на новые рельсы требует много времени, сил и ресурсов. Не сказывается ли это на качестве непосредственно образования?
- Требования жизни таковы, что нужно и понимать, как и куда развиваться, и в то же время удерживать текущий функционал. Конечно, нагрузка сейчас увеличилась для всех. Например, если раньше действовали СанПиНы, ограничивающие время использования электронных средств, то недавно они были отменены, поскольку больше не соответствуют вызовам времени.
Если говорить о качестве образования, для начала нужно определиться, как его измерить. Оценив посещаемость? Она пос­ле перехода на дистанционное обучение только увеличилась. Судить по оценкам? Мы не видим каких-то значимых отклонений в успеваемости от прежнего уровня.
- В связи с изменением условий получения знаний, нет ли претензий по поводу перерасчёта стоимости обучения в сторону уменьшения?
- Согласно закону об образовании в РФ и Правилам оказания платных образовательных услуг университет вправе применять дистанционные образовательные технологии в установленном порядке. Их использование само по себе не влечёт уменьшения стоимос­ти обучения. В то же время, несмотря на то что расходы университета на подготовку занятий после перехода на «дистант» увеличились, Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало не повышать стоимость образовательных услуг.
Но в Москве действительно была волна исковых требований к университетам о перерасчёте стоимости обучения. Обоснованность, по мнению заявителей, была в том, что университеты не предоставляют возможности пользоваться библиотеками, лабораториями и научно-исследовательским оборудованием. У нас таких ограничений нет.
- Переход на дистанционное обучение стал вынужденной мерой в связи с пандемией. Но
что будет, когда она закончится?
- Образование уже не сможет вернуться к прежнему формату. Использование дистанционных технологий было предусмотрено законом ещё до начала пандемии. Просто раньше они не были востребованы в той мере, как сейчас. Поскольку главная задача классического фундаментального образования - это формирование личности, технологии онлайн-активностей не заменят все преимущества традиционного формата обу­чения с очным участием. Однако гибридная форма останется. «Цифра» будет выполнять роль помощника.

Елена ЮМАНОВА.