Дурят по-чёрному

О чём надо помнить в преддверии большой распродажи

25 Ноябрь 2020 544
Отправляясь в магазин за большими скидками, вы рискуете переплатить ушлым продавцам.
Отправляясь в магазин за большими скидками, вы рискуете переплатить ушлым продавцам. Фото Александра КАДНИКОВА.

Российские бизнесмены охотно передрали у американцев идею проводить грандиозные ежегодные распродажи. Даже с названием муд­рить не стали. Как было, так и оставили - «чёрная пятница». Изменилось в концепции этой распродажи только одно - количество уловок, позволяющих магазинам обмануть покупателей. О них и поговорим.

Народ уже не верит

В этом году российская «чёрная пятница» пройдёт 27 ноября. Так что самое время приготовиться к масштабному дурилову. Благо, народ в нашей стране не лыком шит и цену всем этим распродажам знает. По данным «Интерфакс», «чёрная пятница» пользуется дурной славой среди россиян. Агентство, ссылаясь на результаты опроса, сообщает, что граждане в возрасте 35-44 лет в подавляющем большинстве (67%) считают её обманом.
Также меньше доверяют распродаже граждане с доходом более 80 тысяч рублей в месяц (68% не доверяют); те, кто зарабатывает до 30 тысяч рублей, сомневается в 53% случаев.
Верят в честное снижение цен только 18% россиян. Виноваты в таком низком уровне доверия сами бизнесмены, которые слишком часто зло­употребляли доверием граждан.

Повышение ради понижения

Есть несколько отработанных схем, позволяющих обманывать покупателей, создавать у них иллюзию выгодной покупки. Одна из них - бесстыдное завышение цен накануне «чёрной пятницы».
Делается всё примитивно. За день до распродажи цены на товары взвинчиваются вдвое, а затем на них вешается ярко-красный ценник «скидка 100%». Невнимательный, возбуждённый «халявой» покупатель спешит приобрести вещь и уходит домой с мыслью, что ему удалось сэкономить  большие деньги. На самом деле никакой экономии нет.
Специалисты рекомендуют, прежде чем покупать товары по акции, проверить их стоимость в других магазинах. Товарам свойственно внезапно дорожать перед «чёрной пятницей», так продавцы делают показные скидки.

Обманчивые ценники

Другая типичная уловка - двойной ценник. Тут тоже всё примитивно. На товар, поверх старого ценника клеится другой, с более низкой ценой. Покупатель смотрит на неё и принимает решение о покупке. Но на кассе ему отпускают товар по старой (более высокой) цене. Кто-то не замечает этого и переплачивает. А кто-то замечает и делает кассиру резонное замечание. Тот, в свою очередь, либо извиняется перед покупателем и продаёт товар по сниженной цене, либо говорит, что произошла техническая ошибка и купить товар со скидкой не получится.
В данном случае закон на стороне покупателя. Ценник - публичная оферта и продавец обязан продать товар именно за ту сумму, которая на нём указана. Так что смело требуйте скидки. Не дают? Делайте запись в жалобную книгу и пишите заявление в Роспотребнадзор. Надзорное ведомство с удовольствием накажет «умников».

Скидка со звёздочкой

Покупая что-либо со скидкой в «чёрную пятницу», обращайте внимание на детали. Часто возле наименования товара ставят маленькую звёздочку, а её значение расшифровывается очень мелким шрифтом. Нюанс же может быть весомым: «Возврату не подлежит» или «Особые условия доставки». Это и может стать сюрпризом. Либо переплатите за услугу, либо не сможете вернуть некачественную вещь.

Натуральный обман

Но это всё детские шалос­ти по сравнению с работой настоящих мошенников, которые традиционно активизируются в преддверии «чёрной пятницы».
«Для них это шанс заработать огромные суммы за считанные дни, ну а для простого пользователя, соответственно - это шанс свои деньги потерять из-за невнимательности или низкого уровня цифровой грамотности», - сообщили в Роскачестве.
В ведомстве предупредили, что мошенники выкупают мес­та в топе поисковой выдачи, а счёт фальшивых интернет-магазинов, копирующих подлинные интернет-страницы, идёт уже на тысячи. Эксперты рекомендуют обращать внимание на доменное имя сайта: мошеннические ресурсы имеют схожие с известными магазинами имена, а в этом году очень популярны фальшивые домены брендов, к которым добавляют «распродажный» суффикс - off.
Дату регистрации домена интернет-магазина можно проверить с помощью whois-сервисов. «Если домен был зарегистрирован недавно, например за две недели или месяц до распродажи, не совершайте на нём покупки», говорится в сообщении.
Также следует проверить, использует ли сайт протокол https и имеет ли действующий сертификат безопасности: на них указывают символы https и значок в виде замочка в адресной строке.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.