Давайте пересчитаем!

Что делать, если услуги ЖКХ оказались некачественными?

14 Ноябрь 2020 716
Плату за некачественную коммунальную услугу можно пересчитать.
Плату за некачественную коммунальную услугу можно пересчитать. Фото Александра КАДНИКОВА.

Ржавая вода из крана, отсутствие отопления или скачет напряжение электросети, но при этом вы исправно платите деньги ресурсникам за предоставление коммунальных услуг? Терпеть такое не стоит, собственник может потребовать перерасчёт за некачественно оказанные услуги. Причём благодаря поправкам в Жилищный кодекс, которые вступили в силу 7 ноября, сделать это стало намного проще.

Что такое КУ и что такое перерасчёт?

Понятие «коммунальные услуги» регламентируется законом. Но формулировка, как водится, непростая. Поэтому для полного понимания просто перечислим, какие именно услуги включает в себя это понятие: холодная и горячая вода, электроэнергия, газ, тепловая энергия (отоп­ление). Кстати, к числу коммунальных относятся услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и водоотведение.
Обязанность собственника, установленная законом, - исправно платить за получаемые услуги. А те, в свою очередь, должны быть качественными. В противном случае собственник легко может заявить о необходимости проведения перерасчёта, то есть повторного расчёта суммы за коммунальные услуги с учётом обстоятельств.

Что нового?

На самом деле, жильцы вправе были требовать перерасчёт и раньше, но Жилищным кодексом РФ был преду­смотрен перерасчёт только за предоставление коммунальных услуг с перерывами. Теперь же плату могут снизить и в том случае, если коммунальщик нарушил качество услуги.
Если собственник получил коммунальную услугу с нарушениями, то тогда ему могли снизить плату или выплатить штраф. Однако система штрафных санкций работала плохо, поэтому в качестве меры остался только перерасчёт платы.
Светлана Разворотнева, исполнительный директор «ЖКХ Контроль» РФ пояснила, что зачастую нарушения были связаны с отсутствием у организации средств, которые необходимы для ремонта.
К тому же административные расходы, связанные с уплатой подоходного налога с суммы штрафа, могли превышать его, причём неоднократно. Очевидно, что в таких случаях, штрафы только усугубляли ситуацию.
С учётом принятых изменений ресурсники должны снизить размер платы вне зависимости от того, имеется ли у них техническая возможность предоставить коммунальную услугу надлежащего качества или без перерывов, превышающих нормы. Ранее возможность не снижать размер платы при отсутствии такой технической возможности была у ресурсоснабжающих организаций и региональных операторов по вывозу ТКО. Теперь придётся снизить в любом случае.

Ресурсоснабжающая или управляющая?

До принятия поправок вопросы о том, кто именно должен делать перерасчёт, возникал постоянно. Теперь этот вопрос урегулирован законодательно: пересчитывать сумму платежей будет тот, кто предоставил коммунальные услуги. Причём неважно, это ресурсоснабжающая организация, управляющая компания, ТСЖ или региональный оператор по вывозу ТКО. Кстати, после проведения перерасчёта ресурсник вправе потребовать компенсации расходов от УК, если та ненадлежащим образом содержит общее имущество или занимается его ремонтом.
«Часто бывает такое, что подача тепла в квартиры осложняется тем, что управляющая компания не провела необходимые процедуры: опрессовку или промывку системы отопления», - рассказал эксперт тематической площадки ОНФ «Жильё и городская среда» Павел Склянчук.
И если компания, поставляющая тепло в дома, будет вынуждена включить его позже положенного срока, то жильцы могут потребовать он неё перерасчёт. Но тогда компенсировать расходы ресурсникам будет управляющая компания.
По словам главы Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, перерасчёт будет производиться в счёт будущих платежей потребителя.

Раз, два… Перерасчёт!

Понятно, что просто так перерасчёт вам делать никто не станет, нужны веские основания. Такими, к примеру, могут являться отсутствие жильцов в течение пяти и более дней, предоставление некачественных услуг, перерыв в подаче услуг, который превышает законные рамки, уменьшение количества проживающих, получение льгот и субсидий, а также если в ходе поверки счётчиков выявлены расхождения. Это всё указано в постановлении правительства №354. Здесь же, кстати, можно найти и нормативы, которым должны отвечать вода, газ, тепло или электроэнергия.
Что же делать, если коммунальные услуги всё же отличаются от обозначенных норм?
- Из крана просто течёт какая-то непонятная субстанция ярко-голубого цвета, - жалуется житель крымской столицы Дмитрий Кравченко. - Мы понимаем всю ситуацию, что воды мало, что жить по графику нужно, никто не возмущается, но ведь есть же часы, по которым людям должны давать воду, а не «это».
Таких примеров и в Симферополе, и в Симферопольском районе некоторое время назад было не счесть - то «ржавая вода», то голубая, то её вообще нет. Если у вас такое произошло, то стоит обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Кстати, если в отопительный сезон у вас холодные батареи - дорога в аварийку. Оставить обращение вы можете как письменно, так и устно. К примеру, позвонив по телефону. Диспетчер же должен зарегистрировать ваше обращение. Это точка отсчёта начала предоставления некачественной услуги.
Что делать, если ни диспетчер, ни управляющая компания не могут найти ответ на воп­рос «Почему так произошло»? За этим следует проведение проверки. После этого представитель управляющей компании составляет акт, в котором прописаны все выявленные нарушения или их отсутствие соответственно. Причём один экземпляр остаётся у вас.
А что делать в том случае, если результаты проверки собственника не удовлетворили и тот с ними не согласен? Всё просто: жильцу стоит обратиться к независимому эксперту или в Инспекцию по жилищному надзору. Кстати, вы вправе самостоятельно провести проверки, но учтите, что при этом должен присутствовать председатель ТСЖ и как минимум двое соседей. Это необходимая процедура, чтобы задокументировать результаты.
Итак, вот уже акт проверки у вас на руках, а дальше что? Только теперь, имея подтверждение о получении некачественной коммунальной услуги, вы можете обратиться в управляющую компанию с заявлением о перерасчёте платежей. Может случиться и так, что УК просто откажется снижать плату - в таком случае идите прямиком в жилинспекцию или в суд.

Анастасия РЫНДЫЧ.