«Аэрокобра» со дна морского

29 Сентябрь 2020 554
Перед подъёмом самолёт очистили от песка и грунта.
Перед подъёмом самолёт очистили от песка и грунта.

Участники совместной экспедиции Русского географичес-кого общества (РГО) и Экспедиционного центра Министерства обороны России подняли со дна Чёрного моря истребитель Bell P-39 Airacobra, произведённый в США в 1940-х годах и затонувший в 1945-м году из-за технических проблем. В СССР он был поставлен по программе ленд-лиз, сообщила пресс-служба РГО.

Экспедиция проходила в акватории Каламитского залива, в районе посёлка Новофёдоровка в течение последних 10 дней. В ней участвовали добровольцы РГО, военные моряки Черноморского флота и специалисты предприятия подводно-технических работ «Пётр».
Подъёму «Аэрокобры» предшествовало уточнение координат самолёта и подводные водолазные работы на восьмиметровой глубине - надо было расчистить борт от наносного песка и грунта. Потом к корпусу прикрепили стропы и начали поднимать самолёт с помощью специальной водолазной платформы, доставленной в район Чёрного моря из Воронежа. На финальном этапе «Аэрокобру» погрузили на борт судна Черноморского флота.
- Самолёт пролежал в воде 75 лет, что сказалось на его состоянии, - рассказал руководитель экспедиции, специа-лист Экспедиционного центра Минобороны РФ Анатолий Калемберг.- К тому же, видимо, кто-то ещё пытался его поднять и повредил. Поэтому сохранность у «Аэрокобры» не очень хорошая. Но, как объект военно-технической истории, он представляет очень большую музейную ценность.
Затонувший 75 лет назад Bell P-39 Airacobra крымские аквалангисты-любители впервые обнаружили в 2017 году. А в 2019 году к экспедиции подключились специалисты Минобороны России, занимавшиеся такими исследованиями для идентификации и захоронения экипажей.
- Мы ожидали, что он будет весь замыт песком, - рассказал научный руководитель экспедиции 2019 года Александр Ёлкин. - Но на поверхности находились его кабина, часть моторного отсека и винт. Нам удалось найти и поднять на поверхность кислородную мас-
ку лётчика с надписью «Made in USA».
Объект удалось идентифицировать по двигателю, что находился за кабиной лётчика, и двойному остеклению кабины. Во время Второй мировой войны массово использовался только один истребитель с такой комплектацией - Bell P-39 Airacobra. Он поставлялся в СССР до декабря 1944 года. Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено около 5000 «Аэрокобр».
Специалисты установили, что именно этот борт в составе воздушных сил Черноморского флота в феврале 1945 года прикрывал Крым с воздуха во время проведения здесь Ялтинской конференции с руководителями трёх государств-победителей.
В Российском государственном архиве Военно-морского флота сохранился аварийный акт 1945 года, в котором говорится, что воздушное судно 27 июля 1945 года произвело вынужденную посадку на воду в связи с техническими неисправностями двигателя, после чего затонуло.

Самолёт пролежал на морском дне 75 лет.

Илья ИЗОТОВ.
Фото Евгения ЧУДИНОВА.