«Возможно и доступно»

23 Сентябрь 2020 1615

На бумаге в нашей стране существует множество программ для людей с ограниченными возможностями здоровья. А вот с их практическим воплощением большие сложности. Не секрет, что любой город Крыма, включая Симферополь, представляет собой недоступную среду для большинства инвалидов. Из-за этого они зачастую оказываются заточёнными в четырёх стенах своей квартиры. Сложнее всего, пожалуй, детям. Они хотят общаться и играть со сверстниками, хотят видеть мир, а не быть замкнутыми в четырёх стенах. Есть ли у крымских малышей и подростков возможность получать образование? Об этом мы говорили с доктором педагогичес­ких наук, заведующей кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Гуманитарно-педагогической академии КФУ им. В. И. Вернадского Юлией Глузман.

Ошибочные представления

- Как в Крыму реализуется понятие «доступная среда», особенно в школах, вузах и других учебных учреждениях?
- В Крыму, как и в других регионах России, реализуется государственная программа «Доступная среда». Ещё с 2015 года в общеобразовательных, а затем в дошкольных учреждениях стали заниматься обеспечением доступности и безбарьерности, а именно: адаптацией входных групп, санузлов, созданием сенсорных комнат, психологических кабинетов, кабинетов лечебной физкультуры и т. п. Однако всё это требует существенных финансовых затрат, поэтому такие условия созданы не во всех образовательных учреждениях.
Ещё одна сложность в обес­печении доступности - некачественное оказание услуг подрядчиками: несоблюдение типовых строительных норм, дешёвые аналоги оборудования. Всё это приводит к недоступности образовательных услуг и дополнительным финансовым затратам.
Программа «Доступная среда» продлена до 2025 года - к этому времени ситуация с обеспечением безбарьерности должна улучшиться.    
- Насколько в нашем регио­не развита система инклюзивного образования?
- Довольно неплохо. Десять лет назад в каждом городе и районе Крыма были только пилотные инклюзивные детские сады и школы. Сейчас же в каждом из образовательных учреждений присутствует формат инклюзивного образования. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, начиная с дошкольного учреждения, имеет возможность учиться. А затем, в рамках инклюзивного образования, может делать это и в школе, колледже, университете.
Стоит отметить, что недостаточная информированность общественности и родителей о возможностях конкретного образовательного учреждения в обучении ребёнка с инвалидностью приводит к общему мнению, что в Крыму всё плохо, и инклюзивное образование не развивается. Но это не так. Есть огромное количество примеров положительных инклюзивных практик в разных регионах Крыма.
Другой вопрос, что качество и содержание этого инклюзивного образования не всегда соответствует потребностям обучающихся разных нозологических групп.
- Зачастую родители вообще не хотят отдавать детей-инвалидов в обычные школы и университеты. Как, на ваш взгляд, ребятам с ограниченными возможностями лучше учиться в специальных образовательных учреждениях или инклюзивно, вместе с норматипичными сверст­никами?
- Конечно, в первую очередь, надо понять, почему родители не хотят отдавать своих детей в обычные учреждения образования: в силу сложности диагноза ребёнка, неготовности педагогов, отсутствия доступности или собственной неготовности к предстоящему жизненному этапу ребёнка.
В некоторых случаях действительно специализированные учреждения (коррекционные школы) смогут лучше подготовить ученика к жизни. Например, симферопольская специальная школа-интернат №1 для учащихся с нарушениями зрения доступна и безбарьерна, оснащена специа­лизированным оборудованием и имеет подготовленный к работе с именно такой категорией детей педагогический коллектив. Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями получат там больше знаний и умений, чем в формате инклюзивного класса в обычной школе.
Инклюзивное образование даёт возможность эффективнее обучаться и развиваться детям с не очень тяжёлыми нарушениями здоровья. Это связано прежде всего с неготовностью педагогов (не знают жестовый язык, шрифт Брайля) и отсутствием специа­лизированного оборудования. Но всё же хотелось бы отметить, что с каждым годом и в школах, и в университетах появляется всё больше возможностей для обучения детей и молодёжи с инвалидностью с учётом потребностей и особенностей каждого из них.

Все условия

- Есть ли у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья перспектива получить профессию в Крыму?
- Конечно, есть. Колледжи, академии и университеты республики стараются стать доступными, чтобы обеспечить качественное инклюзивное образование. Так, симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна одним из первых в среднем профессиональном образовании Крыма стал создавать условия для обучения лиц с инвалидностью. Ведущей в сфере высшего инклюзивного образования является Гуманитарно-педагогическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, обеспечивающая не только обучение, но и психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью. Академия имеет многолетний опыт обу­чения и постоянно совершенствует систему инклюзивного образования.
Важно отметить, что при поступлении в университеты абитуриенты с инвалидностью имеют возможность поступать по квоте, что даёт им больше шансов на получение бюджетного места.
Мнение родителей о том, что ребёнку с инвалидностью очень сложно поступить в вуз и получить профессию, неверное. Оно сформировалось в силу отсутствия полной информации об условиях обу­чения в университетах.  
- Какие возможности ребятам с инвалидностью даёт работающий в Крыму Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья?
- Он является одним из 21 центра, созданных Министерством образования и науки РФ. За нашим центром закреплены Крым, Севастополь, Республика Адыгея, Астраханская и Волгоградская области. Он расположен в Гуманитарно-педагогической академии КФУ в Ялте с 2017 года. До этого периода, начиная с 2003-го, обучение студентов разных нозологических групп осуществлялось на специа­лизированном факультете, в специализированных группах и затем в интегрированных академических группах.
Основной целью центра является создание инклюзивной среды, условий доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также их профессиональной самореализации посредством содействия трудоустройству и самозанятости. В РУМЦ создан call-центр с бесплатной телефонной линией: 8-800-551-70-77, а также центр коллективного пользования специальными техническими средствами обучения. Под потребности студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированы жилые блоки и кухня общежития, построен наружный лифт, закуплен специализированный транспорт с подъёмником. В учебных корпусах созданы приспособленные рабочие мес­та, преподаватели адаптируют учебно-методический материал. Такие условия позволяют студентам с инвалидностью не только обучаться, но и проживать в комфортных условиях, а также дают возможность выезжать на экскурсии и различные мероприятия.
- Есть ли студенты из других регионов страны?
- За последние два года их количество увеличилось, особенно из северных районов России. Отчасти это связано с возможностью оздоровления на Южном берегу Крыма: использование климатотерапии, фитотерапии, терренкуров и т. п.
- Реально ли выпускнику с ограниченными возможностями найти работу в Крыму?
- Очень даже реально. Во-первых, в каждом вузе есть программа содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, по которой все желающие выпускники будут трудоустроены. Так, в КФУ ребят с инвалидностью трудоустраивают не только в Крыму, но и в других регионах России.
Во-вторых, все центры занятости населения реализуют программы по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, возмещению работодателю затрат по проведению стажировки инвалидов молодого возраста, предоставлению предприятиям компенсации на оборудование рабочего места (в том числе специального). Все эти мероприятия значительно повышают шансы на трудоустройство молодёжи с инвалидностью.
Но, конечно же, есть процент выпускников с ограниченными возможностями здоровья, которые не хотят работать и готовы жить на пособие.
В конце хотелось бы отметить самое важное: уважае­мые будущие студенты и их родители, не бойтесь получать высшее инклюзивное образование. Оно реально, возможно и доступно!

Юлия Глузман.

Елена ЮМАНОВА.