Русские не сдаются!

26 Август 2020 1868
Владимир Котлинский и Евгений Преображенский - одни из тех, кто доказал силу русского духа.
Владимир Котлинский и Евгений Преображенский - одни из тех, кто доказал силу русского духа.

Это сказали не мы, в самоуверенном бахвальстве, это враги наши на фронте сами поняли, увидели, прочувствовали, что не в наших правилах становиться на колени перед противником, что даже дети готовы бороться изо всех сил, до последнего, за Отечество, за тех, кто верит в нас и ждёт помощи, защиты, Победы. Русский, это больше, чем национальность, это состояние души, это память о героизме предков и борьба за счастье потомков. На фронте, в борьбе с общим врагом, наш народ, жители Руси, Российской империи, Советского Союза, России никогда не делились по нациям, народностям, языкам. Мы все становились и сейчас есть единым целым - гордым, крепким, непреклонным, непобедимым, настоящим. Тем, что никому и никогда не сломить.

Память поколений

Так было издревле, с дружин князя Олега, отрядов Александра Невского и войс­ка Дмитрия Донского, с ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, гвардии Петра Великого и армий Александра Суворова и Михаи­ла Кутузова. С героев брига «Меркурий» и первой обороны Севастополя в Крымскую вой­ну, с подвига экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», с прорыва под командованием Алексея Брусилова и героизма защитников Брестской крепости… Сколько войн выпало на нашу землю за более чем тысячелетнюю историю государства Российского. В скольких международных конфликтах наши солдаты выполняли интернациональный долг - Болгария в XIX веке, Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Вьетнам, Египет, Йемен, Камбоджа, Китай, Корея, Лаос, Ливан, Мозамбик, Монголия, Сирия, Эфиопия в XX-м, вновь Сирия, Южная Осетия в XXI-м. Как-то историки подсчитали, что почти половину своей жизни наша держава провела в состоянии войны.
Всякое было - поражения, победы, но неизменным оставалось мужество и правда, которую защищали народы страны. Ответ всем захватчикам дал ещё Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет».
А в том, что «Победа будет за нами», большинство наших людей даже не сомневалось. Монахиня Мария (Елизавета Пиленко, в замужестве Скобцова, что училась в Ялте, до Октябрьской революции была городским головой Анапы, а в эмиграции во Франции участвовала в антифашистском движении «Сопротивление», казнена гитлеровцами 31 марта 1945-го, в 2004-м причислена к лику Святых), узнав о нападении Германии на СССР, сказала: «Я не боюсь за Россию. Я знаю, что она победит».
Германию наша страна побеждала не раз (впрочем, союзниками мы тоже неоднократно были и многие выходцы из этой страны крепили и крепят мощь России). В нынешнее время победы - в спорте, как в хоккее на Олимпиаде-2018 или в финале футбольного Кубка легенд в прошлом году. А уж в военное, когда представители этой европейской страны (она, как и наша, называлась по-разному) «шли к нам с мечом», и подавно. Александр Невский на Чудском озере в 1242-м разбил тевтонцев, спустя более чем два века победу над ливонскими рыцарями одержал Иван III. В 1760-м в Семилетнюю войну при Елизавете Петровне русские войска брали Берлин. Правда, та победа, после смерти императрицы, оказалась «сданной» - новый глава России Пётр III заключил сепаратный мирный договор, вернув Пруссии все занятые земли - получилось, что около ста тысяч российских солдат погибли зря.
И Первая мировая окончилась не полной победой России, но виной тому не страх и трусость солдат, а возникшие у нас политические распри, революционные идеи и сепаратный большевистский Брестский мир, который многие позже назвали позорным для России, потерявшей значительную часть своих земель. Впрочем, в Первую мировую, в одном из сражений Россия одержала над Германией ту самую победу, после которой и родилось выражение «Русские не сдаются!».

Мужество вопреки

В историю случившееся 105 лет назад, 6 августа (24 июля по старому стилю) 1915-го, вошло, как «Атака мертвецов». Героизм защитников Брестской крепости, которую фашисты планировали занять за полдня, а смогли лишь через месяц - это Великая Отечественная, Вторая мировая. В Первую мировую была у Российской империи крепость Осовец, прикрывавшая единственный в регионе путь из  Восточной Пруссии в глубь нашей страны,
командовал обороной Николай Бржозовский. Германцы осадили крепость, трижды штурмовали. На захват они отвели максимум двое суток, защитники продержались более полугода. Потом историки подсчитали, что на каждого русского, российского героя, приходилось по несколько тысяч бомб и снарядов. Но никто не сдался! В 4 утра
6 августа 1915-го началась газовая атака. 30 газовых батарей выпустили из нескольких тысяч баллонов смесь хлора и брома. Менее чем через 10 минут 15-метровая в высоту и 8-километровая в ширину ядовитая волна накрыла территорию крепости, уничтожая всё вокруг. Атаку германцы подкрепили артобстрелом.  Противогазов у защитников не было, но они всё равно не сдавались. Почти полностью погибли 9-я, 10-я, 11-я и 12-я роты 226-го пехотного Землянского полка. Когда германская пехота, около 7 тысяч, двинулась на штурм, они попали под огонь ещё державшихся героев. А потом узнали, что такое знаменитая русская штыковая контратака.
Штыки примкнуты к винтовкам, крепко зажатым в руках, на лицах какие-то обмотки, чтобы хоть чуть защититься от удушливого газа, слезящиеся глаза, посиневшие лица. Они кричали «Ура!», но получался лишь хрип, переходящий в надсадный кровавый кашель. Семь десятков солдат 13-й роты повёл в атаку 21-летний Владимир Котлинский. В страхе от увиденного, враг отступил, бежал, стреляя беспорядочно. Командир был смертельно ранен в той атаке, посмертно представлен к ордену Святого Георгия. Русские не сдаются!
Спустя 26 лет в этом начали убеждаться солдаты вермахта, планировавшие быстро и без особых усилий уничтожить Советский Союз. Но вперёд, за счёт силы оружия, они всё равно продвигались с большими потерями, на каждом участке земли встречая мужественное сопротивление. Они бомбили нашу землю, Москву, столицу Союза, и хвастливо заявляли, что ни одна бомба никогда не упадёт на Берлин, столицу рейха. В ставке Верховного Главнокомандования не могли смириться с этим, надо было доказать миру уже тогда, в первые месяцы войны, что мы сможем, выстоим, «победа будет за нами, а русские не сдаются!».
Личный приказ Иосифа Сталина - произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам командир 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота 32-летний Евгений Прео­браженский (кстати, выпускник школы морских лётчиков в Севастополе) получил 27 июля 1941-го. Это казалось невозможным: даже с Балтики до Берлина было почти 2 тысячи километров, семь часов полёта, предельная высота - 7 тысяч метров, ниже опускаться нельзя, а за бортом почти минус сорок градусов - стёкла кабин и очки шлемофонов обмерзали, полёт в кислородной маске и почти вслепую, ведь выход в радиоэфир запрещён. В ночь на 8 августа 1941-го экипажи 15 советских дальних бомбардировщиков задание выполнили, на Берлин и его пригород Штеттин сброшены советские бомбы. Вернулись без потерь, представлены к наградам, командира группы наградили медалью Золотая Звезда Героя Советского Союза.
Фашисты не ожидали этого, вначале они приняли наши самолёты за свои, потом обвинили во всём авиацию Британии, но все в Берлине знали: бомбы - советские. «Зачем вы с ними связались?!» - спрашивали в последовавших тогда письмах на фронт германские женщины. Они тогда вновь осознали, что русские не сдаются! В течение месяца наши лётчики совершили
9 налётов на Берлин, сбросив 21 тонну бомб и тонны листовок. Уже в 1941-м, услышав сообщение Совинформбюро о том, что наша авиация бомбила Берлин, большинство поняло: победа в войне будет советская. А спустя два года, 5 августа 1943-го, в Москве прозвучали залпы первого победного салюта: в честь освобождения Орла и Белгорода. Наш переломный военный год - Сталинград, Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой, битва за Днепр, что началась 24 августа 1943-го, Керченско-Эльтигенский десант… Раз за разом наши предки доказывали, что «русские  не сдаются!». А русскими тогда были представители всех национальностей и народов страны, всех возрастов и положения. Цель была одна - Побе­да! За неё не сдался 28-летний краснофлотец Михаил Паникаха, сгоревший вместе с подожжёнными фашистскими танками, и распятый фашис­тами 18-летний Юрий Смирнов, не предавший товарищей. Менее получаса 22 июня 1941-го успел повоевать 31-летний Иван Иванов, совершивший первый воздушный таран, и всего 12 лет прожил на свете севастопольский пионер-герой Валерий Волков, шагнувший с гранатой навстречу танкам, Марату Казею, подорвавшему себя и окруживших врагов гранатой, было всего 14. Матвею Кузьмину было 83, когда его казнили фашисты за то, что привёл врага в засаду, симферопольцу Семёну Кусакину было 19, как и Зое Космодемьянской - его сожгли заживо, её повесили за то, что не сдались. Не сдавались Александр Чекалин и Валентин Котик, Леонид Голиков и Володя Дубинин, Зинаида Портнова и Виктор Коробков, Зинаида Самсонова и Лидия Литвяк, Александр Матросов и Фёдор Толбухин с его солдатами, Дмитрий Карбышев и Вера Оболенская, Абдуль  Тейфук и Виктор Леселидзе… Не сдавалась Родина. Ведь, как в песне Юрия Шевчука: «Нас нельзя победить, с нами Бог и Россия! Нас учили не ползать, а стоять во весь рост». Это - русский характер, душа, верность, то, что позволяет не сдаваться, выстоять, побеждать!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.