Город-сказка, город-мечта

26 Август 2020 1131
Так выглядит схема реконструкции Керчи: длинная набережная, театр на вынесенном в море пирсе и яхтенные марины. Фото из открытых источников.
Так выглядит схема реконструкции Керчи: длинная набережная, театр на вынесенном в море пирсе и яхтенные марины. Фото из открытых источников.

Яхтенные марины, набережная в несколько километ­ров, концертный зал на вынесенном пирсе, будто лежащий прямо на морской глади. А ещё музеи, восхитительная архитектура старинной застройки, археологические выставки. В таком городе и жить, и работать - одно удовольствие. В него с радостью поедут туристы не только со всей России, но и из-за рубежа. Таким городом может стать Керчь.

Хаос и стихийность

Два года назад глава Керченского горсовета Николай Гусаков обратился в московское архитектурное бюро с просьбой создать проект реконструкции города. В итоге за дело взялся Московский архитектурный институт сов­местно с учёными Крымской академии наук, специалистами университетов и научных центров всей страны. Общими силами разработали концепцию программы «Керчь - Киммерия». Планируется, что создание инновационной экономической зоны в районе города откроет новые перспективы для развития восточного Крыма и всего полуострова.
- Многие российские города, к сожалению, развивались достаточно стихийно, - констатирует член Союза архитекторов РФ, профессор Московского архитектурного института Игорь Лозинский. - Проблема развития, как правило, заключается в том, что крупные строительные проекты не учитывали интересы горожан. На передний план выдвигались интересы бизнеса, зачастую в ущерб разумной градостроительной политике. Застройка велась стихийно, и мы до сих пор это расхлёбываем по всей стране.
Почему перелом в подходе к отечественному градо­устройству решили опробовать именно в Керчи? Во-первых, это самый древний город России. Во-вторых, Керчь - это первое, что видят путешественники, въезжая на полуостров по Крымскому мосту, фасад всего региона. А туристы проносятся мимо него, не задерживаясь, - очень уж унылое впечатление производит город.
- Керчь долгое время оставалась «глухим углом» Крыма, и город стал довольно депрессивным, - говорит президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко. - Сейчас нужны новые идеи и инвес­тиции. Предлагаемый проект предполагает реконструкцию и развитие города, учитывая интересы промышленности, аграрного сектора и курортной отрасли, у которой в Керчи огромные перспективы.

Полное преображение

Сейчас промышленный порт, судоремонтный завод, и военная часть своими заборами отделяют центр Керчи и его историческую часть от моря. Режимные объекты, на территорию которых невозможно попасть, тянутся на много километров вдоль побережья. Дальше идёт частный сектор, также обнесённый заборами. Единственный просвет с выходом к морю - пляж «Черепашка».
- Промышленность Керчи находится в плачевном состоя­нии и более того несёт экологическую угрозу для города, - говорит Игорь Лозинский. - Промышленные объекты надо перенести в другое место. Самое оптимальное - зона завода «Залив» и порта Камыш-Бурун. В том районе есть перспективы для развития новой индустриальной зоны. Это даст большие возможнос­ти для развития и промышленности, территория которой не будет ограничена городом, и приморского центра.
На месте промзоны проект предлагает сделать набережную: потенциал города говорит, что она должна быть 6-8 километров в длину.
В кварталах, вдоль которых пойдёт новый променад, будет восстановлена историчес­кая застройка, практически полностью разрушенная во время Великой Отечественной войны. Реставрировать здания архитекторы намерены по старым фотографиям. Кроме того, будет отремонтирована площадь имени Ленина.
Таким образом, набережная станет главным градообразую­щим объектом Керчи. Она позволит создать множество рабочих мест в коммерческих объектах, которые будут там размещаться: точки общественного питания, туристические бюро, магазины и так далее. Будут построены гидротехнические сооружения, которые обеспечат работу всей новой зоны. Кроме того, планируется построить сразу две яхтенные марины и гражданский порт для приёма круизных судов. Также проект предполагает строительство нового железнодорожного вокзала и большого концертного зала на вынесенном пирсе - по аналогии с Сиднейским оперным театром. В итоге получается транспортно-культурно-административный узел, некий центр, где есть всё.
- Сейчас в Керчи четыре порта. Но в условиях и санкций, и парка производства такое количество грузовых портов представляет собой, скорее, обременение, чем пользу - грузооборот после 2014 года снизился в десять раз, - рассказывает Игорь Лозинский. - Поэтому мы предлагаем один порт перепрофилировать в гражданский, а два других превратить в яхтенные марины. Все грузовые функции рекомендуем собрать в районе порта Камыш-Бурун. Получится скомпонованный промышленный кластер.

С прицелом на развитие

Даже не специалисту очевидно - столь масштабный и размашистый проект требует серьёзного финансирования и тщательного контроля за ходом реализации со стороны заказчика. А в Крыму, к сожалению, и небольшие программы и начинания то и дело буксуют. Потянет ли республика столь радикальное преображение одного из городов?
- Деньги на проект будут, само собой, федеральные - ни один регион самостоятельно с таким объёмом не справится, - поясняет московский архитектор. - Но проблема не в финансировании. Деньги как раз есть. Проблема в том, что нет достаточно внятных «дорожных карт», которые покажут, как эти средства могут расходоваться, причём на перспективу. Условно мы обозначили наш проект, как концепцию развития Керчи до 2040 года. Но этот рубеж определён достаточно условно, потому что предлагается не сделать какой-то законченный объём работы, а создать систему постоянного развития.
По словам автора проекта, 2040 год - это срок решения глубинных проблем, накопившихся в городе: изношенность инженерных сетей на 90%, критическое состояние канализационно-насосных станций, отсутствие водопровода в удалённых районах и так далее.
- У нас договор с Керченским горсоветом. Депутаты одобрили проект единогласно. Дело застопорилось на уровне республики, - рассказывает Игорь Лозинский. - Собственно, Никита Тарасов - заместитель министра строительства и архитектуры Крыма - замкнул ситуацию на себя. Он заявил, что не очень понимает позицию городских властей, хотя она заключалась лишь в просьбе рассмотреть проект на уровне Совета министров. Видимо, должно быть поручение лично от президента России, чтобы что-то сдвинулось с мёртвой точки.
Что касается финансирования, предполагается государственно-частное партнёрство. То есть, часть нужной суммы выделит федеральный центр, а другую вложат привлечённые инвесторы. По такому принципу строился, например, новый терминал Симферопольского аэропорта. Присутствие частных инвестиций, кстати, влечёт куда более бдительный контроль за всеми работами и целевым использованием средств, чем когда в проекте заинтересовано только государство.

Елена ЮМАНОВА.