Осознать неизбежное

Фантомные боли постсоветской эпохи

7 Август 2020 589
«А в лапти обуть народ вам не удастся и под плётку загнать уже не получится».
«А в лапти обуть народ вам не удастся и под плётку загнать уже не получится». Фото из открытого источника.

Предвыборная речь «последнего диктатора Европы», поданная в форме ежегодного послания президента Белоруссии к народу и Национальному собранию, была предсказуемо пафосной и умеренно истеричной. Зал, вмещающий две с половиной тысячи человек, более 2 минут аплодировал стоя. В предвыборной программе Лукашенко учёл российский опыт и предложил провести референдум об изменении Конституции РБ, «определить свои права, обязанности, свободы и обязательства, а также полномочия органов государственной власти». Претендующий на 6-й президентский срок глава «братской» республики, формально вошедшей чуть больше 20 лет назад в «союзное государство», подтвердил своё намерение перехватить у прозападной оппозиции антироссийскую повестку. Всего этого стоило ожидать. Достаточно вспомнить, каким скандальным было поведение президента РБ всё последнее время. И особенно, когда необходимым условием получения скидок и льгот за «братство» теперь требуется реальное участие в интеграционном процессе, а публичные обиды и шантаж больше не работают.

«Россия всегда была, есть и будет нашим ближайшим союзником, кто бы ни был у власти в Беларуси или в России. Это непреодолимый фактор, это глубоко внутри наших народов. Даже несмотря на то, что братские отношения с нами поменяла на «партнёрские». Напрасно», - заявил Александр Лукашенко, прозрачно намекнув на более «предметный» интерес к РБ со стороны Запада. Разу­меется, на фоне заверений в том, что Россия «боится» потерять Белоруссию, были озвучены вполне материальные претензии - сколько чего всякого недодали и недоплатили «братской» республике. Так, по версии Лукашенко, только «нефтяные разборки» обошлись Минску в 600 миллионов долларов (1,5 млрд. белорусских рублей).
Действительно, Белоруссия, не признавшая Крым, - родина Минских соглашений, выдающая украинским карателям бывших ополченцев, гибко научившаяся выращивать у себя польские яблоки и создавать морепродукты из российского санкционного списка, составленного в ответ на санкции Запада, остаётся бывшей советской республикой. Населённой «братским», потому что уже не русским, народом. И хотя, по мнению историков, белорусская «нация» даже моложе украинской, поскольку фактически создана большевиками, к настоящему моменту она уже существует как минимум политически. И, в целом разделяя общие ценности, не возмущается словами «батьки» о «не нашей войне», на которой пал каждый третий из белорусов, зато пребывает в уверенности, что имеет честь проживать на неком острове стабильности, по сравнению с «пьяной», «бандитской» и «олигархической» Россией, которая должна знать своё место и вообще должна. Одних «братьев» мы уже так «потеряли», хотя часть из них до сих пор считает себя «русскими», а Россию - «нерусской».
«Мы уже потеряли Украи­ну, ничего не делая, чтобы защитить и укрепить позиции русского языка, русской культуры. В Белоруссии точно так же развиваются националистические и русофобские тенденции. Вся их оппозиция - это оголтелая русофобия и западничество, вкупе с белорусским вариантом «украинства». А ведь Лукашенко именно для того, чтобы потрафить оппозиционному электорату, выдумал на пустом месте этот «конфликт» с Россией! Потому что боится проиграть выборы. Он хочет, как всегда, сесть одним седалищем на два стула: и свой обычный, дружественный России, электорат сохранить, и привлечь к себе голоса националистов и русофобов, показав, как он «наказал» россиян, - считает российский писатель публицист и политический деятель Герман Садуллаев. - А нам нужно бороться за своих. Во всех смыслах. Нужно активно продвигать русскую культуру и поддерживать русскоязычных. Даже в Белоруссии! Нужно бороться с местечковым национализмом, с искажением истории, с фальсификациями - не только у себя, но и у соседей».
Здесь, в Крыму, мы 20 лет говорили почти о том же - о провальной внешней политике на постсоветском пространстве, о необходимости поддержки соотечественников за рубежом, борьбе с местечковым национализмом и нео­нацизмом… А правда была в том, что антироссийским элитам «незалежной», воровавшим для себя, противостояли вскормленные НКО антироссийские «птенцы Сороса», согласные воровать и грабить для хозяина. Возникновения же действительно пророссийских сил, а тем более русских национальных движений, никакая из национальных властей не допускала. Аналогичным образом обстоят дела и во всех прочих бывших союзных республиках, элиты которых согласны получать российскую помощь, но никогда не поделятся ни властью, ни кормушкой, полученными в результате распада СССР. И потому все интеграционные проекты буксуют. «Миллионы изумлённых и заинтересованных глаз народов Узбекистана и Таджикистана, Казахстана и Туркменистана, Кавказа, братских нам России и Украины воистину в эти дни обращены к нашей Родине, к многострадальной Беларуси.
В их взглядах один вопрос: выдержит ли Беларусь? Сможет ли выстоять в этой гибридной схватке, в этой войне? Они понимают: если белорусы рухнут, следующими будут они, - заявил Лукашенко. - Страну мы вам не отдадим. Независимость стоит дорого. Но она стоит того, чтобы её сохранить и передать будущим поколениям». Да, действительно потерять Белоруссию жаль.
А белорусам не жаль потерять Россию? А с кем Александр Григорьевич вступил в «гиб­ридную схватку»? Вопросы риторические. Но идея оплачивать свою независимость самостоятельно безусловно интересна. Возможно, пришло время попробовать.
«Насчёт «предметного интереса» со стороны Запада Лукашенко верно сказал. Интерес, однако, один: оторвать Белоруссию от России и добиться смены режима. Другого «предмета» у США в данном случае нет. Лукашенко считает, что может на этом сыграть, - заметил председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике, автор аналитической программы «Постскриптум» Алексей Пушков. - Никому пока такая игра не удавалась».
Вполне комфортно белорусские национал-радикалы чувствуют себя в Киеве. И как пишут в соцсетях некоторые «активисты», в предвкушении возможного майдана уже находятся «на низком старте». А с позиции сегодняшнего знания о том, что первыми жертвами киевского майдана 2014 года стали армянин
Сергей Нигоян и белорус Михаил Жизневский, видится некий мрачный символизм.
Выступая с речью 4 августа, президент РБ подтвердил готовность не только стоять на своём, но ещё и на нём топтаться. «Сегодня поступила информация об ещё одном отряде, который переброшен на юг. Мы должны, когда идёт уборка, бегать, ловить их по лесам! Мы же их всех отловим, - пообещал Лукашенко. - Мы родные люди - белорусы, украинцы, россияне, поляки, евреи. Мы всегда жили здесь в мире, и не подбрасывайте здесь оружие, не взрывайте обстановку, ибо будет полыхать так, что до Владивостока будет тяжело».
Угрозы со стороны младоевропейских лимитрофов разместить у себя роту-другую натовских военных, пяток вертолётов или даже целую базу заокеанской ПРО не остаются без внимания. Но тут стоит вспомнить откровение немецкого генерала из 7-й серии «Семнадцати мгновений весны»: «Этих болванов погубит их же техника, они думают, что войну можно выиграть одними бомбёжками». Это не о самих лимитрофах, это об их хозяевах. Даже когда в арсенале гиперзвук, МБР и РСМД, вслед за ракетами пойдут танки. А поскольку Россия никогда больше не будет вое­вать на своей территории, это очень хорошая идея - создать у наших западных границ зону отчуждения, населённую «небратьями», которых мы «потеряли».

Николай ФИЛИППОВ.