Корабль-музей рыцаря мечты

5 Август 2020 709
Алые паруса «Секрета». Фото автора.
Алые паруса «Секрета». Фото автора.

Один из них - на Галерейной улице в Феодосии, где писатель провёл счастливые вдохновенные дни. Открывшийся пятьдесят лет назад он стал одним из наиболее известных и посещаемых литературных музеев.

Крымчане сразу поймут, что речь идёт о Феодосийском музее Александра Грина - писателя, к которому в Крыму отношение особое: не земляк, но свой человек, настолько полюбивший древний край, что выбрал его своим последним пристанищем.
Он был открыт 50 лет назад в доме, который теперь называют Гриновским, построенном в самом центре города в 1891 году, рядом с особняком прославленного художника Ивана Айвазовского.
Образ корабля-музея придумали московский художник и архитектор, лучший иллюстратор произведений Грина Савва Бродский и историк-музеевед Геннадий Золотухин, который долгие годы собирал вещи, имеющие отношение к писателю, посещал места, где он бывал, встречался с гриноведами. Музей-корабль возник из самой сути жизни и творчества писателя-романтика. Его яркими приметами стали фонари, канаты, якорь у входа, барельеф бригантины. Воплотить архитектурно-образное решение «Бригантины» в жизнь помогали молодые художники Александр Бродский (сын мастера) и Илья Уткин. Изготовление гипсовых форм и монтаж осуществили сотрудники Московского художественно-промышленного комбината имени Евгения Вучетича.
В одном из интервью Савва Григорьевич Бродский отметил: «Это не академический музей, в основе его не жизнь писателя, не его биография, а творчество, мир его героев.
В нашей стране ещё таких музеев не было, да и в мировой практике немного отыщется аналогов, разве что музей великого сказочника Андерсена».
Слова эти перекликаются с впечатлением от посещения музея писательницы Анастасии Цветаевой: «В любимой Грином Феодосии, в доме, где он жил, открыт волшебный музей его имени: его порт-реты, его книги о кораблях и кораблекрушениях, мужественных и суровых людях, бегущей по волнам Фрези Грант. Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари и канаты, подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии, с новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган».
- В Феодосии для Грина наступила поистине золотая творческая пора,- свидетельствует заместитель директора музея по научной работе Алла Ненада. - За шесть с половиной лет (с 1924-го по 1930 год) были написаны романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда», более сорока рассказов, среди которых - удивительный цикл художественных очерков о собственной жизни, о детстве и юности, составивших последнюю книгу писателя - «Автобиографическая повесть». Делались наброски будущих произведений, задуманы романы «Таинственная кузница», «Жизнь игрока», «Мотылёк медной иглы». Но самым сокровенным произведением и лучшим, по признанию самого автора, должен был стать роман «Недотрога», сюжет которого Грин вынашивал вплоть до последних дней в Старом Крыму, куда он переехал из Феодосии в ноябре 1930 года. Закончить его он не успел.
Созданный Грином образ-символ моря, олицетворяющий не только силу природы, но и беспредельную мощь человеческого духа, легко прочитывается в музейных комнатах. Волнующее ощущение испытываешь в кабинете при виде подлинных вещей, служивших писателю. Здесь всё соответствует описанию кабинета, которое дала в воспоминаниях жена писателя Нина Грин.
 Одна из самых романтичных комнат - «Каюта странствий» с моделью парусника, шарманкой. Всё здесь помогает вникнуть в сложный внутренний мир мальчика Саши с «живой душой», который в шестнадцать лет окончил городское училище и впервые покинул дом, стремясь «проникнуть за золотые ворота моря».
В центре «Клиперной» - корабль с белоснежными парусами. Это макет той самой «Авроры», с борта которой сошёл на берег экзотического острова матрос Тарт - герой первого романтического рассказа Грина «Остров Рено». Бушприт «Авроры» устремлён к далёким туманным берегам, где сверкает «таинственный чудный олень вечной охоты».
На впервые попадающих в музей неизгладимое впечатление производит свободно парящая в замкнутом пространстве следующего музейного зала - «Ростральной» - носовая часть парусного корабля почти в натуральную величину.
В музее хранится настоящий раритет: скромная книжечка в мягкой обложке - первое издание повести-феерии «Алые паруса», вышедшее в 1923 году.
 Именно в этом году Грин, получив гонорар за публикацию в журнале «Красная нива» романа «Блистающий мир», отправился в Крым. После посещения Ялты, Алупки, Балаклавы и Севастополя решил поселиться на полуострове.
А местом жительства он выбрал Феодосию, которую запомнил с юности. Небольшой старинный город привлёк писателя тишиной, возможностью сосредоточиться и, конечно, морем.
Феодосийский дом Александра Грина стал настоящим культурным центром.
Его коллектив не только собирает, хранит и реставрирует бесценные предметы, но и занимается целенаправленной культурно-просветительной работой. Слава о литературно-музыкальных вечерах, презентациях книг и литературно-поэтических сборников, о выставках разнеслась по всему постсоветскому пространству, и многие стремятся летом отдохнуть именно в Феодосии, чтобы приобщиться к блистательному гриновскому миру. Неизменным успехом пользуются литературные гостиные «Встречи в Доме Грина», международный фестиваль искусств «Встречи в Зурбагане» - яркий, карнавальный, романтический.
А главное, конечно, - традиционные ежегодные вечера, посвящённые дню рождения писателя (23 августа) и дню памяти (8 июля). Они привлекают широкий круг поклонников яркого и светозарного таланта Александра Грина.
Фонды музея постоянно пополняются работами живописцев и графиков, отобразивших «гриновский мир».
Немаловажная деятельность музея - издательская. Вместе с издательским домом «Коктебель» научные сотрудники подготовили и выпустили воспоминания Нины Грин. Книга была отмечена на международной книжной ярмарке.
С издательством «Сонат» издан путеводитель «Путешествие в страну Гринландию». Составлена хронология жизненного пути писателя, которая легла в основу книги «Александр Грин: хроника жизни и творчества». В серии «Классика» вышли: «Дикая роза», «Алые паруса», «Недотрога», «Встречи и приключения» - двенадцать рассказов, написанных в Фео-досии, а также неоконченная повесть о Кара-Даге - «Хар-Датаг». Увидело свет издание: «А. Грин. Из памятной книжки сыщика. Детективные истории», приоткрывшее ещё одну грань творчества писателя. Иллюстрации Нади Рушевой, графика которой хранится в музейной коллекции, сделала уникальной издание «А. Грин. Бегущая по волнам».
Один из постоянных посетителей музея оставил запись в книге отзывов: «Грина отвергнуть нельзя, он живёт творческим романтическим содержанием произведений и великой целеустремлённостью в будущее». И музей писателя нацелен на открытия в бесконечном гриновском мире.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.