Загадки могильника Опушки
Казалось бы, что может быть особенного в пологом огромном холме, вокруг которого находятся если не точно такие же, то похожие? Но люди разных культур и народов, начав более двух тысяч лет назад хоронить здесь своих близких, делали это на протяжении пяти столетий.
Смешались в кучу кони, люди
Могильник Опушки у одноимённого села в Симферопольском районе археологи считают необычным. Пока нет другого такого некрополя в Крыму со «стажем» в половину тысячелетия. И размеры его вызывают уважение: больше двух гектаров. В этом году в Опушках продолжила работу археологическая экспедиция.
Жители села Мазанка обратили внимание на ребятишек, которые бегали по улицам с… человеческими костями в руках. Играли с ними. Где взяли? А вон, у Опушек, разбросаны вокруг ям. Так в 2002 году состоялось открытие неизвестного ранее могильника.
Обнаружили его мародёры. Некрополь грабили нещадно, сотни грабительских шурфов (вертикальная горная выработка. - Прим. ред.) насчитали археологи. Сотни погребений из-за этого пропали для науки.
- Пока раскопано всего около 3,5 тысячи квадратных метров - небольшая часть, - сообщил профессор кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Игорь Храпунов. - Это 312 погребений. Захоронения тут совершали с I века до нашей эры по IV век нашей эры, ни один из известных крымских могильников такое продолжительное время не использовался. Но мы не понимаем, по какой причине именно это место было таким притягательным.
Вначале холм облюбовали поздние скифы. Уже не те покорители степей, которые кочевали по огромным пространствам и оставляли курганы - эти люди жили уже оседло. Потом появились сарматы. Затем - люди, которые строили невиданные раньше на полуострове конструкции из камней: возможно, переселенцы с Кавказа. А последняя культура, оставившая след в этом могильнике, - германцы. Пока найдено, рассказал Игорь Храпунов, только одно такое погребение - каменный ящик с сожжёнными останками ребёнка. Кстати, среди интересных находок этого года - стеклянный стакан с круглым дном. Вещь редкая, импортная, это тоже «германский след».
Несколько лет подряд в Опушках «копали лошадей». Немалый участок могильника оказался с необычными погребениями. Был у многих народов обычай за человеком, ушедшим в мир иной, отправлять коня. Но тут кони были вроде как сами по себе. Вот захоронение лошади, да ещё необычное - на животе, с поджатыми ногами, в сбруе, с головой, уложенной на специальную ступеньку. А вот рядом, отдельно, положили человека. Такая получилась погребальная «мозаика».
И непонятно, отправляли ли лошадей за хозяевами или оказывали почёт умершим своей смертью животным.
- Этих лошадей мы нашли больше пятидесяти, - говорит заместитель начальника экспедиции, президент благотворительного фонда «Наследие тысячелетий» Анастасия Стоянова. - Изучение их останков, конечно, помогло ответить на эти вопросы. В этом году в нашей экспедиции будет работать палеозоолог. Для него два лошадиных погребения мы уже нашли.
Кстати, кроме лошадей, сопровождали в другой мир и… собаки. По одной-две, а то и три археологи обнаруживали рядом с конями.
- В этом году во входной яме склепа найдено погребение, а сверху - собака, - рассказал Игорь Храпунов.
Девушки с лопатами
Экспедицию, в которую входят профессиональные археологи, студенты и магистранты КФУ имени В. И. Вернадского, не первый год «усиливают» волонтёры.
- Благодаря средствам, полученным из Фонда президентских грантов, мы можем пригласить в экспедицию молодых людей, которые хотят понять, что такое археология, - объясняет Анастасия Стоянова. - В этом сезоне у нас уже побывали, сменяя друг друга, больше сорока человек, в основном студентов из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Волгограда, Йошкар-Олы, ждём юношу из Уфы.
Историков почти нет, учатся ребята по самым разным направлениям. Интересно, что среди волонтёров парней всего трое, лопатами орудует «женский батальон». Пару раз случалось, что, проведя день на раскопе, волонтёры уезжали. Но большая часть в работу втягивается. И многим она кажется интересной. Волонтёров возят на экскурсии по Крыму, в экспедицию приезжают крымские учёные с лекциями об истории полуострова.
На могильнике Опушки погребальные сооружения самых разных конструкций.
В обычае скифов, например, было многоразовое использование однажды построенного сооружения. Каждый раз, чтобы уложить нового покойника, прежнего сдвигали к стене. Поэтому со временем накапливалась гора перемешанных останков. На участке, который экспедиция отработает в этом году, есть такие склепы. Работа по расчистке одного может занять несколько дней. А рядом в открытом археологами склепе обнаружили… ноги. Точнее, остатки таза с конечностями. В этом погребении когда-то пошарили мародёры, и час-тично разрушили останки. Но те всё равно задали загадку: оказывается, ног-то четыре и находятся они не там, где положено! Дело в том, что могила была подбойной: яма, в боковой стенке которой копали нишу и обустраивали последнее пристанище.
В самой яме никогда никого не хоронили. А тут много веков назад именно в яму положили одного человека, а сверху - другого. Вот от них-то и остались четыре ноги. Судя по тому, что рядом ещё не раскопанные, позеленевшие от времени бронзовые браслеты, это женщины. Возможно, уцелели от мародёров ещё какие-то вещи.
В этом сезоне в перечне самых интересных находок - серебряная бляха в скифском зверином стиле. Ажурная, в виде двух лошадиных ног. Она была изготовлена в IV веке до нашей эры, но найдена в погребении I-II века нашей эры. Кто-то когда-то нашёл древнюю вещь и так ею дорожил, что родные положили бляху в погребение. Были в раскопанных погребениях листочки золотой фольги и маленькие золотые половинки-бусинки с дырочкой - такими расшивали одежду. Были застёжки-фибулы, детали конской сбруи, посуда - и самодельная, лепная, и импортная. И ещё крошечная, меньше пальца в высоту, посуда: такую часто находят в детских погребениях. Возможно, игрушки. Не исключено, что специально изготовленные для детского погребения вещи.
Работы археологам на могильнике Опушки хватит ещё примерно лет на сорок.
Наталья ЯКИМОВА.