Крылатые Иваны - герои Крыма

4 Август 2020 778

Они поднимались в небо на своих штурмовиках, истребителях, бомбардировщиках... И, наверное, каждый раз перед боевым вылетом с особой тоской и болью вспоминали тех, кто остался на земле, в родном доме, - мам, жён, детей. Вспоминали и мысленно, на всякий случай, прощались. Ведь там, в небе, могло быть всякое. И они были готовы к этому. Готовы к объятым пламенем крылатым машинам, которые надо хоть немного, но держать, до последнего. Готовы к огненным таранам, к взрыву, когда навсегда уже вместе с самолётом - в вечности. Готовы и к безвестности, и к боли, и к гибели - ради тех, кто остался там, на родной земле, ради Отечества. Ради Победы. Этим нашим крылатым Иванам повезло: они дожили до неё. Прошли через всё, пролетели сквозь огонь и дым, изведали боль ранений и ещё более жуткую боль потерь, когда стакан на столе накрыт кусочком чёрного хлеба и в документе появляется строчка «не вернулся из боевого вылета». Они вернулись, чтобы жить под мирным голубым небом, которое защищали в тревожные годы. Жить за себя и павших, ставших частью того мира, голубизны - как в песне, погибшие в небе за Родину, становятся небом над ней. Наших героев, Героев Советского Союза, получивших это звание, в том числе и за бои в Крыму, уже тоже нет. Они тоже ушли в вечность, к товарищам, тоже стали частью мирной голубизны.

Иван Баранов

Паренёк из Новгородской области, родившийся 16 января 1922-го, на фронте оказался в 20 лет - после окончания Энгельсской школы пилотов. Воронежский, Юго-Западный, Южный, 4-й Украинский фронты. Командир эскадрильи лётчиков-штурмовиков прикрывал нашу пехоту, форсировавшую Сиваш весной 1944-го, а потом героев, шедших с победой от залива к Сапун-горе. Его эскадрилья уничтожала фашистов на мысе Херсонес, сбивала вражеские бомбардировщики и топила его баржи. Писать об этом спустя 76 лет - легко, вокруг мир, а сражаться было очень трудно - вражеские зенитки каждый миг отвечали сильным огнём, самолёты с крестами на крыльях преследовали наши, краснозвёздные. Но наши предки воевали за свою Родину, а потому не считались ни с чем, просто сражались. Иван Ефимович на штурмовку всегда заходил на бреющий полёт, снижаясь до 5 метров над землёй. Его могли бы расстрелять в упор из автомата, но везло - победа была за советскими лётчиками.
Потом Прибалтика, три её фронта, и Ленинградский, уничтожал врага в Восточной Пруссии. Медаль «Золотая Звезда» на кителе офицера появилась в марте 1945-го, рядом с орденами Отечественной войны, Красной Звезды, двумя - Красного Знамени, один - за Крым. А 24 июня 1945-го Герой Советского Союза Иван Баранов чеканил шаг по брусчатке Красной площади - на Параде Победы. Лётчика не стало 12 февраля 1994-го - похоронен на деревенском кладбище в Леонихе, в Подмосковье.

Иван Белозёров

Его могила - на кладбище Абдал в Симферополе. Героя не стало 14 февраля 2006-го.
В Симферополе он служил уже в гражданской авиации, а в Великую Отечественную - лётчик-истребитель сражался за Крым. Он родился 1 сентября 1918-го под Харьковом, к моменту начала войны окончил Чугуевское военное авиационное училище. Оборонял наш полуостров, сражался в небе за Севастополь. Как сам шутил потом, «уничтожил тогда пять с половиной вражеских самолёта» - пять лично, один в паре. Его и самого не раз могли уничтожить, но судьба и военная смекалка помогали выжить. Иван Павлович прикрывал на своём истребителе лётчика Филиппа Филипповича Герасимова, что доставил в крымский партизанский лес радиста. Позже прикрывал наши бомбардировщики, уничтожавшие фашистские транспорты с убегавшими из Крыма гитлеровцами. Тогда был ранен, но не вышел из боя.
К маю 1944-го, когда появился указ о награждении его медалью «Золотая Звезда», командир звена Иван Белозёров в 34 воздушных боях сбил
8 вражеских самолётов, совершил 300 боевых вылетов. К тому времени он был награждён медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», орденом Отечественной войны, двумя - Красного Знамени.
Иван Воробьёв
Он погиб в свой день рождения, 21 января 1965-го, только исполнилось 45. Наверное, лётчик-испытатель мог бы отказаться от полёта в тот день, его бы поняли. Но… он поднял в небо сверхзвуковой истребитель, а вот посадить уже не смог - отказал двигатель, тогда просто оттянул крылатую машину подальше от аэродрома, от людей.
Парень со Смоленщины военную авиашколу окончил в Перми в 1942-м, сражался на Северо-Кавказском, 4-м Украинском, 2-м Прибалтийском фронтах. Лётчик-штурмовик громил врага в Сталинградской битве, на Кубани, в Крыму, в Прибалтике - 179 боевых вылетов, 3 сбитых самолёта противника и 9 - уничтоженных прямо на аэродромах.
А сколько ещё было уничтожено вражеских автомашин, танков. За 35 дней крымского наступления Иван Григорьевич совершил 24 успешных боевых вылета. Его дважды сбивали, неоднократно был ранен, горел вместе с самолётом, но всё же дотягивал его до своей территории. Замкомандира эскадрильи Ивана Воробьёва называли «лучшим мастером бомбардировочно-штурмовых ударов в дивизии», причём на задания он вылетал обычно в ненастье. Медаль «Золотая Звезда» на его кителе появилась в октябре 1944-го, там уже были к тому времени ордена Отечественной вой­ны и Красной Звезды, по два - Александра Невского и Красного Знамени. На Ваганьковском кладбище в Москве скромный памятник герою - от брата и сестры.

Иван Киценко

Имена героев, о которых мы рассказали ранее, увековечены не только на их малой Родине, но и в Севастополе, Симферополе, на мемориальных досках. А вот лётчику минно-торпедной авиации Черноморского флота командиру звена Ивану Киценко бюст установили в посёлке Вольное в Джанкойском районе - там ещё до войны был аэродром морских лётчиков.
Нашему герою 20 мая исполнилось бы 100 лет. Он родился на Ставропольщине, окончил Ейское военно-морское авиационное училище и с первых дней участвовал в Великой Отечественной. Неоднократно доставлял грузы крымским партизанам, в том числе и нашу газету, тогда «Красный Крым». Бомбил врага, шесть его транспортов потопил, десантную баржу, торпедировал подлодку, а ещё неоднократно летал в дальнюю разведку. Медалью «Золотая Звезда» Ивана Ивановича наградили в марте 1945-го, на его кителе уже были орден Отечественной войны и два - Красного
Знамени. Лётчика-торпедоносца не стало 8 июня 1981-го, его похоронили на Лукьяновском военном кладбище в Киеве.

Иван Ковальчук

Бюст ему установлен в Новофёдоровке Сакского района - там базировался разведывательный авиаполк, в котором служил Иван Иванович. Он родился 18 января 1918-го в Винницкой области, собирался стать врачом, но комсомол направил в Ейское военно-морское авиационное училище. Службу начал младшим лётчиком-разведчиком на Черноморском флоте.
В Великую Отечественную таких боевых вылетов на воздушную разведку было немало, а ещё бомбёжка вражеских автоколонн и пехоты на подступах к Крыму и уже на его территории. Осенью 1941-го на Перекопе Иван Ковальчук уничтожил 5 танков с чёрными крестами на броне и 7 вражеских зениток. В портах Керчи, Феодосии, Ялты им было уничтожено немало фашистской техники, а весной 1942-го его (назначен уже штурманом звена, потом - эскадрильи) группа уничтожила на вражеском аэродроме в Саках 18 гитлеровских самолётов, 14 повредила. Потом были бои по освобождению Крыма, до Победы. 352 боевых вылета и медаль «Золотая Звезда», что в марте 1945-го прибавилась на офицерском кителе к медалям «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», к ордену Отечественной войны и двум - Красного Знамени. Его не стало 7 ноября
2001-го, похоронен на аллее Героев кладбища в Виннице.
Они долетели до Победы, с боями, ранениями, потерями. Совсем молодые - и тридцати не было, Герои Советского Союза, защищавшие и освобождавшие наш полуостров, Родину.

Фото с сайта warheroes.ru

Наталья БОЯРИНЦЕВА.