Не особо охраняемые

Почему заповедники и заказники стали полигонами для джипперов и мотоциклистов

24 Июль 2020 565
Скалы ООПТ «Бакла» облюбовали мотоциклисты-экстремалы. Фото Ильи ИЗОТОВА.
Скалы ООПТ «Бакла» облюбовали мотоциклисты-экстремалы. Фото Ильи ИЗОТОВА.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) и заповедные уголки полуострова с редкими и исчезающими видами растений и животных всё чаще напоминают раскатанные грунтовые дороги с глубокими колеями и интенсивным трафиком. Лесные тропы превращаются в трассы шириной в несколько полос. Песчаные дюны разрушаются под колёсами автотехники высокой проходимости. Ситуация усугубляется с каждым днём, сообщает корреспондент «Российской газеты».

Проторили дорогу

По данным Управления особо охраняемыми природными территориями РК (УООПТ), сейчас в списке крымских ООПТ 93 позиции, не считая пяти заповедников федерального подчинения (Крымский, Ялтинский горнолесной, Карадагский, Казантипский и Опукский). При этом в ближайшем будущем ещё пять территорий станут государственными природными заказниками.
Природоохранный статус диктует туристам строгие правила: на большинстве таких территорий запрещено разводить костры и ездить на любых видах транспорта. Об этом сообщают информационные аншлаги. Однако требования систематически нарушаются. К примеру, в районе турстоянки «Партизанская поляна» (природный заказник регионального значения «Тырке») две хорошо накатанные свежие колеи от мотоциклов поднимаются к вершине массива с обеих сторон от такого указателя. Видно, что их путь пролегал прямо по руслу реки Малая Бурульча. В геологическом заказнике общегосударственного значения «Горный Карст Крыма» (Караби-яйла) табличка покосилась после «встречи» с автопутешественниками, а в природном парке «Тарханкутский» её попросту расстреляли.
»Это огромный стресс для животных. Пронёсся такой мотоциклист - и оставил после себя брошенные гнёзда, куда птицы больше не вернутся, - утверждают биологи из Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. - У животных может случиться выкидыш. А ведь на особо охраняемых природных территориях обитают редкие виды».

Прогулка без правил

В интернете сейчас уйма предложений совершить незабываемую прогулку по природным паркам регионального значения, заказникам и даже заповедникам на джипах, квадроциклах, мотоциклах или багги. Цена такой прогулки - от 1500 рублей в час с человека. Услуги пользуются спросом. Организаторов не смущает, что они нарушают закон и могут быть оштрафованы.
«Три года возим. Ни разу не попадались. Нет там никаких инспекторов и лесников. Не переживайте», - попытались успокоить корреспондента «Российской газеты» организаторы джип-тура в Долину привидений и на Демерджи. За свои услуги и четырёхчасовую поездку они попросили 14 тысяч рублей за двоих.
Любопытно, что, по информации Министерства экологии и природных ресурсов РК, с начала 2020 года общая сумма штрафов за нарушение статьи 8.39 Кодекса об административных правонарушениях («Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на ООПТ») составила всего 24500 рублей. При этом ущерб, нанесённый природе, никто не считал.

Рейды и баррикады

- Проблему автотранспорта на ООПТ нужно решать комплексно: первое и самое главное - это всё-таки жёсткий мониторинг со стороны контролирующих органов и штрафы, - считает координатор общественного движения в защиту побережья Крыма Маргарита Малашкова. - Сарафанное радио работает быстро, и несколько таких рейдов могут надолго поубавить пыл у любителей рассекать на внедорожниках. Другой важный» момент - это наличие шлагбаумов, информационных аншлагов и табличек. Их явно недостаточно на многих ООПТ, в особенности прибрежных, таких как природный парк «Бакальская коса». На пологий берег легко может заехать практически кто угодно. И одни люди зачастую даже не подозревают, что нарушают Водный кодекс, а другие уверены в своей безнаказанности. В итоге мы получаем изуродованный ландшафт и наезженные дороги там, где должна быть первозданная природа.
Сейчас, по мнению экологов, у контролирующих органов элементарно не хватает ресурсов для выявления нарушителей. Яркий пример - это недавний случай на проектируемой ООПТ «Ойбурский парк». После заявления, которое общественники написали в Минприроды Крыма, спустя неделю два дня подряд там работали сотрудники эконадзора.
- По имеющейся у нас информации, в первый день рейда они отправили с территории ООПТ 65 машин, а к сопротивляющимся применяли штрафные санкции, - продолжает Малашкова. - Но в тот же день мы решили проверить эффективность рейда, и машин там оказалось столько, как будто проверки и не было. По словам же инспекторов, все зафиксированные нами машины въехали на дюны уже после рейда.
Некоторые крымчане нашли свой способ борьбы с любителями быстрой езды по заповедным лесам и устраивают на тропах искусственный «лесоповал». «Это их, конечно, не остановит, но удовольствие подпортит. Мало кому понравится останавливаться каждые 50 метров и убирать деревья с дороги», - считают защитники экологии.
- В вопросах сохранения природных ландшафтов не должно быть компромиссов, - считает Маргарита Малашкова. - Природа Крыма сейчас под небывалым антропогенным прессом, в том числе туристическим, и сохранение природоохранного и рекреационного потенциала полуострова - это, прежде всего, задача контролирующих и надзирающих органов, а не общественников.

Галия ШАКИРОВА.