Обычная история из войны

13 Июль 2020 2533
Бася Наумовна и Борис Ильич.
Бася Наумовна и Борис Ильич.

Через пару недель Галина Борисовна с гордостью пронесёт в колонне «Бессмертного полка» портреты своих любимых родителей. Папы, Бориса Ильича Волина, - в третий раз, а мамы, Баси Наумовны Шварцман, - в первый. Нет, о том, что мама - участник Великой Отечественной, дочь и её семья знали и раньше, а вот фото из того военного времени не было, поэтому, наверное, и не решались пройти с иным, мирным, снимком. Но, по словам Галины Борисовны, случилось настоящее чудо: мамина фотокарточка 1941-го нашлась… в архиве Министерства обороны страны.

- Настоящее чудо случилось в День медицинского работника, 21 июня, в канун 79-й годовщины начала Великой Отечественной и парада, посвящённого 75-летию её окончания, - рассказывает наша читательница с более чем 70-летним стажем, отличник просвещения СССР. - Меня вдруг осенила идея поискать сведения о маме в интернете на сайтах, созданных по документам Центрального архива Министерства обороны страны. Раньше мы смотрели там информацию только о папе и маминых братьях, которые воевали, даже узнали, что папа награждён орденом Отечественной войны, о чём раньше не знали. Но ведь и мама была участником войны! И вот, в этот день мы задали поисковый запрос на сайтах «Память народа» и «Подвиг народа», и, о чудо, появились сведения о маме. С фотографией! Ни у кого из тех, о ком смотрели раньше, не было снимка, а у мамы - есть в учётно-послужной карточке, что хранится в архиве Министерства обороны. Я потрясена!
То, что снимок нашёлся в День медицинского работника, наша читательница считает символичным, знаком судьбы. Ведь до войны её мама работала заведующей фельдшерско-амбулаторным пунктом неподалёку от Сталино (Донецк).
- В первые дни войны родители получили повестки из воен­комата, - продолжает Галина Борисовна. - Я помню, что призывались они в один день, по информации с сайта, это было 26 июня 1941-го. (Сов­падение, но и родились эти любящие люди в один день - 25 декабря, только Борис Ильич в 1908-м, а Бася Наумовна - в 1916-м. - Ред.). Мама стала служить военфельдшером в госпитале Сталино, папа отправился на фронт. Меня, 8-летнюю, и 2-летнего брата отдали на попечение пожилым маминым родителям в Ворошиловград (Луганск). Брат очень страдал из-за отсутствия мамы и папы, плакал, отказывался от еды, болел, поэтому врачи настоятельно рекомендовали вернуть ребёнка матери. Маму комиссовали из армии в связи с тяжёлым заболеванием ребёнка в декабре 1941-го. Последним эшелоном она выехала к нам, по дороге у неё украли мешок с документами: моя метрика, мамин дип­лом, военный билет. Их так и не восстановили, а я потом, уже в Симферополе, с трудом получила паспорт по копии свидетельства о рождении, выданной позднее в эвакуации.
Туда семья с трудом выехала в канун 1942 года, на открытой платформе вместе с оборудованием эвакуируемого завода. С тех пор, как признаётся читательница, у неё отморожены кончики пальцев рук и ног. В товарный вагон смогли пересесть только где-то в средней полосе России. Привезли в Коканд Узбекской ССР.
- Оттуда нас отправили в колхоз «Кызыл Октябрь» («Красный Октябрь»), - вспоминает женщина. - Там никто не знал русского языка, а мы не говорили по-узбекски, объяснялись жестами. Мама пошла работать в колхоз, выращивала хлопок, стала ударницей, даже премию за труд получила - барана. А ещё помогала мне учиться, ведь в колхозе не было русскоязычной школы, потому училась я в основном на дому. Мама хорошо разбиралась в математике, увлекалась ею, помогала мне решать сложные задачи в 8-10 вопросов, а ещё русским занималась. Это позволило мне после эвакуации поступить сразу в 6 класс.
В Симферополь мы вернулись в 1946-м, когда папа пришёл с фронта. Увы, в профессию мама так и не смогла вернуться: утерян диплом, да и надо было ухаживать за больными родителями. Но всё равно в последние годы жизни она была связана с медициной - работала в аптечном пункте детской поликлиники. Потом сама тяжело заболела, мамы не стало в 1983-м. К сожалению, никто в нашей семье не пошёл по её стопам - не стал медиком. Но мне передалось её увлечение математикой, а потом и моим детям. У нас целая династия математиков: педагог с 57-летним стажем, сын - учёный, дочь - инженер, внучка тоже педагог. Мамино увлечение математикой передалось и моему младшему брату - инженер, заслуженный работник промышленности Автономной Республики Крым. А папа наш прошёл всю войну, окончил её в Чехословакии. Ему приходилось выбираться из окружения, оказаться в плену в Киевском котле, бежать оттуда, вновь сражаться с фашистами. Был контужен, демобилизовался в конце 1946-го. Контузия военная сказалась потом, ослеп, но всё равно прожил 92 года, уйдя из жизни в 2001-м. Родители очень мало рассказывали о войне. Только говорили, что было очень тяжело, и что это не должно никогда повториться. Вот такая обычная история моих родителей.
Я горжусь ими, они вместе со всеми героями той войны защитили, спасли нашу страну. Всю жизнь стараюсь их не подвести. Конечно, такие истории в большинстве советских семей, но из них и складывается история страны. Страны, что бережно, как я сама смогла убедиться, хранит память о своих героях. А пока жива память, историю невозможно исказить, трудности мы обязательно преодолеем, потому что есть у нашей страны вечные ценности.
Благодарные и помнящие потомки Бориса Ильича и Баси Наумовны обязательно пронесут в «Бессмертном полку» 26 июля портреты своих героев войны. Память жива, а значит, жива и страна, которую 75 лет назад герои спасли от фашизма.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото из семейного архива читательницы.