Торговые пути как варианты существования фермерских хозяйств

10 Июль 2020 661
Вырастить урожай - это только полдела. Проблема многих фермеров в том, что им некуда девать плоды своего труда.
Вырастить урожай - это только полдела. Проблема многих фермеров в том, что им некуда девать плоды своего труда. Фото Александра КАДНИКОВА.

В современных условиях традиционные для малых хозяйств каналы сбыта продукции не работают. Пандемия COVID-19 дополнительно обострила эту проблему, но она существовала всегда. Тем не менее повышенное внимание к данному вопросу со стороны президента России и федерального правительства, вероятно, позволят принять решения, которые создадут разновекторные механизмы, системно решающие проблему сбыта для фермеров.

Производство под заказ

Это так называемая конт­рактная система сельского хозяйства, получившая широкое распространение в мире. Развивается данный формат и в России. Контрактаторами сегодня выступают перерабатывающие заводы, нуждающиеся в определённом сырье. Это, например, переработка сои, производство комбикормов и круп. Начинает развиваться подобная интеграция и в системе мясного скотоводства. Фермерам предлагается взять на себя часть бизнеса на стадии «корова-телёнок», а затем выкупить уже подращённое поголовье, с тем чтобы поставить на откормочную площадку инвестора. Здесь важный фактор успеха - предлагаемые заказчиком условия контракта. Они должны быть выгодными для фермера, в противном случае стороны не договорятся.
Развитие контрактного сельского хозяйства регулирует сам рынок. Его можно стимулировать со стороны государства, предоставляя гос­поддержку компаниям-интегратором только при условии вовлечения в контрактацию малых фермеров.

Торговля через свои магазины

Здесь речь идёт о хозяйствах, имеющих свободные денежные ресурсы для инвес­тирования в объекты торговли. В таких магазинах хорошо продаётся зарекомендовавшая себя высококачественная продукция повседневного спроса с более высокой стоимостью, чем в торговой сети, однако не из дорогостоящего сегмента. Магазины могут быть представлены и нестационарными объектами. Так, во Владимирской области работает система фермерских лавок в виде тонаров, расположенных на остановках общественного транспорта. Реализуется данный проект под эгидой региональной фермерской ассоциации.
Для развития торговли такого рода необходимы облегчённые условия аренды или покупки помещения для торговли, а также предоставление земли под установку нестационарных торговых объектов. Важно, чтобы на цели коммерческой недвижимости предоставлялись льготные кредиты. АККОР включил эти предложения в комплекс предлагаемых для развития фермерской торговли мер.

Кооперативные рынки

Торговля на розничных рынках является проблематичным форматом. В стране нет ни одного рынка с долей фермеров более 5-10%, несмотря на норму, регламентируемую законом: не менее 50% мест должно предоставляться сельхозтоваропроизводителям. В действительности, торговля идёт по другим правилам. На оптовых рынках ситуация мало чем отличается. Для большинства фермеров эти площадки недоступны по причине высоких цен за место. Регулирование здесь вряд ли поможет. Выход один: необходимо развивать альтернативные кооперативные рынки с возможностью предоставления государственной поддержки в виде грантов.

Фермерские ярмарки

Как правило, на таких площадках представляют продукцию крупные перерабатывающие компании, реальных фермеров - единицы. Конечно, бывают и исключения. Когда мы говорим о ярмарках выходного дня - здесь другая проблема. Торги на право участия фермерам выиграть невозможно, они заканчиваются через несколько секунд после открытия. Об этом на недавнем совещании в Совете Федерации говорили фермеры из Московской области.
Однако есть регионы, в которых главы субъектов создают благоприятные условия для развития фермерства и торговли его продукцией.
В некоторых субъектах Приволжского, Центрального федеральных округов выделяются специальные площадки для фермерской торговли на постоянной основе. Только в тех регионах, в которых проводится планомерная политика, направленная на поддержку фермеров и личных подсобных хозяйств, существуют на самом деле льготные условия для фермерской торговли - торговые площадки и даже холодильное оборудование зачастую выделяются на безвозмездной основе. Но таких субъектов и десятка не наберётся.
Важно, чтобы сегодня ситуа­ция с пандемией подтолкнула все местные власти решать задачу создания фермерских ярмарок. И этот «антикризисный» задел сможет стать платформой для развития фермерской торговой инфраструктуры на долгосрочную перспективу.

Продукцию КФХ - в торговую сеть

Единицы фермеров смогли на сегодня пройти путь до торговых сетей самостоятельно. Это крепко стоящие на ногах хозяйства, готовые подстраиваться под требования сети, производящие достаточные объёмы продукции, имеющие хранилища, а главное - соответствующего специалиста в штате, способного выстраивать контрактное взаимодействие от лица хозяйства.
Сблизить фермеров и сети может функция специализированного логистического менеджмента. Кто может взять её на себя? Это могут быть хозяйства-поставщики, уже имеющие контракты с сетями, которые помогут обеспечить документооборот за комиссионное вознаграждение. Этот формат только начинает развиваться.
Ещё одна проблема: фермеры не готовы организовать собственную транспортировку до оптово-распределительного центра. Даже если их устраивает цена. Выкуп продукции перекупщиками на месте за моментальный расчёт оказывается более приемлемым для крестьян, тем более в ситуации, когда закупочные цены подросли. Безусловно, здесь есть элемент недоверия: затраты на транспорт и поставку понесёшь, а продукцию сеть вернёт.
Фермеру нужен оператор, который будет выводить его в большую торговлю. Это может быть внешняя логистическая компания, которая заодно организовывает транспортировку. Такой опыт есть. Это может быть обладающий специальным опытом менеджер хозяйства, продуктовый дилер - аккредитованный в сетях поставщик или сельскохозяйственный потребительский кооператив. Здесь важно, что фермер видит реальную цену, предлагаемую институтом торговли, и платит оговоренную комиссию дилеру за заведение в сеть и документооборот.

«Фермерская полка»

В настоящее время развивается формат «фермерская полка в сети». Однако здесь тоже наблюдается конфликт с ожиданиями потребителей недорогой продукции и недоверием к слову «фермерский». Для того чтобы данный формат работал, необходимо продумать, где именно «лавка в лавке» найдёт своего потребителя, а сетям предусмотреть формат поставок и требования, адаптированные для небольших объёмов.

В социальную сферу

Поставка продукции по контрактам в социальные учреждения без проведения конкурса - это удобный и хорошо работающий в некоторых субъектах формат. Он должен иметь место в каждом регионе, при этом максимальную сумму контрактов, которые могут быть заключены без проведения конкурса, необходимо увеличить.
Пандемия коронавируса может стать точкой отсчёта в создании условий для развития фермерства. И мотивация государственных органов не только в том, чтобы сейчас помочь малым хозяйствам реа­лизовать продукцию. Сегодня ферма даже совсем маленькая - это гарантированная занятость, доходность, заселённость сельской территории. Вирусный кризис показал, что жизнь и работа на селе во многом является спасением.

Статья предоставлена председателем РОР «Крымагросоюз» Николаем САБЛИНЫМ.
Подготовила Елена ЮМАНОВА.