Парад непобедимых

24 Июнь 2020 2347
75 лет назад в Москве состоялся Парад Победы.
75 лет назад в Москве состоялся Парад Победы.

Завтра в городах-героях Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге), Сталинграде (Волгограде), Севастополе, Керчи, Новороссийске, Туле, Мурманске, Смоленске и ещё более двух десятков других, в том числе городах воинской славы Воронеже, Ростове-на-Дону, Владикавказе, Хабаровске состоятся Парады Победы. Дата выбрана неслучайно: ровно 75 лет назад, 24 июня 1945-го, штандарт Адольфа Гитлера и ещё 199 фашистских «прославленных» частей упали к мавзолею Владимира Ленина. Их бросили туда победители - воины Красной Армии, разгромившие в тяжелейших кровопролитных боях врага, напавшего на их Родину, Советский Союз, освободившие Европу от нацизма.

Среди чеканивших тогда шаг по Красной площади были и те, кто шагал по ней в самом первом параде на пути к Победе, 7 ноября 1941-го, когда прямо с марша уходили на фронт, в битву за Москву. Её жителю, Леониду Тимофеевичу Шевелёву сейчас 96. Вспоминает, как на параде в 1941-м «поклялись умереть, но не сдавать Москву, а в
1945-м, вспоминая павших друзей, гордились, что выполнили клятву». А вот смоленчанину Павлу Григорьевичу Гуревичу прошагать по Красной площади 75 лет назад не довелось: готовился стать в ряды сводного батальона Карельского фронта, но список с его фамилией в суматохе забыли отправить в Москву. Направили зрителем, но «ничто не могло омрачить радостный день». Зато 22-летний офицер - участник митинга 4 февраля 1943-го, первого нашего парада Победы, в Сталинграде, а весной 1944-го освобождал Крым. Кто-то из участников шагал в парадном строю в Берлине 4 мая 1945-го, а наш читатель, симферополец Иван Григорьевич Дьячков, 24 июня 1945-го маршировал на параде Победы в Ташкенте, где юноша, с 15 лет воевавший в истребительном батальоне на Ставрополье, учился в военном училище. Принимал парад Туркестанского военного округа Герой Советского Союза Иван Ефимович Пет­ров, чья Приморская армия обороняла и освобождала полуостров.
Раньше у нас было несколько десятков фронтовиков, участников Парада Победы 1945-го… Герой Советского Союза Павел Павлович Кулешов, Николай Ильич Александров, Аркадий Арсентьевич Захаров, Михаил Васильевич Стрекозов (он тоже участник парада 7 ноября 1941-го), Кирилл Петрович Бондаренко, Пётр Иванович Хлебников, Борис Нестерович Гармаш, Василий Михайлович Козлов, Леонид Васильевич Пуренков, Виталий Дмитриевич Пучков, Василий Васильков, Яков Гурман, Мельниченко, Воросцов, Полегода, Киреев, Дегтярь,
А. Кузьменко, И. Лавров,
С. Сорокин (увы, их имена и других, точные фамилии не запомнились, подскажите, читатели)… Сейчас, наверное, лишь один (как хочется ошибиться, что не так, что другие ещё с нами) остался. Много лет возглавляющий Крымскую (ранее Симферопольскую) ассоциацию участников Парада Победы 95-летний Фёдор Лаврентьевич Гаврилов. Вспоминаю, с какой гордостью десять лет назад, к 65-летнему юбилею события, он рассказывал о нём, показывал памятную книгу «Парад Парадов», перелистывал тетрадку с адресами крымских его участников, печально вздыхал, называя некоторые фамилии… На Парад Победы он попал в 20 лет, а о том, что хотят командировать его, старшего сержанта воздушного стрелка 188-го Гвардейского Будапештского ордена Александра Невского штурмового авиаполка, узнал в день рождения 16 мая
1945-го. Решение о проведении парада победителей Верховный Главнокомандую­щий Иосиф Сталин принял накануне - 15 мая: «Нужно провести особый парад. Пусть в нём будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск». 22 июня 1945-го, спустя ровно 4 года после начала Великой Отечественной, он подписал приказ о проведении Парада Победы.
- Из нашего 3-го Гвардейского штурмового Смоленско-Будапештского Краснознамённого авиакорпуса отобрали около 15 человек, - вспоминает Фёдор Лаврентьевич. - Как нам сообщили, лучших из лучших. Хотя, уверен, такими у нас в Красной Армии были все, кто честно и мужественно защищал Родину. Тогда же мне приказом командира корпуса Василия Степичева присвоено звание старшины - в парадном строю должны были идти в основном они и офицеры.
На параде он шагал в колонне лётчиков сводного полка 2-го Украинского фронта. Вспоминает, что «незабываемое впечатление оставил объезд парадных полков тогда ещё трижды Героем Советского Союза Георгием Жуковым и дважды Героем Советского Союза Константином Рокоссовским. Прозвучал его чёткий рапорт, громим эхом прокатилось «Ура!» фронтовиков в ответ на поздравление Жукова с Победой. Полки шли по Красной площади под марши сводного духового оркестра». Константин Рокоссовский командовал парадом, принимал его Георгий Жуков. Принимать парад военачальники предлагали Иосифу Сталину, но он отказался, сославшись на возраст (66 лет), ведь и принимающий, и командующий должны были обязательно гарцевать на конях («Традиция у нас такая!»). Из-за возраста (62 года) не стал тогда командовать парадом и кавалерист Семён Будённый. Но из его личной конюшни отобрали четырёх красавцев: белого скакуна (как у Георгия Победоносца с иконы) Кумира для Георгия Жукова, и светло-серого Целебса для его адъютанта Петра Зеленского, краковых Полюса для Константина Рокоссовского и Орлика (Орлёнка) для адъютанта Михаила Клыкова.
Интересно, что участников парада отбирали не только по фронтовым заслугам, но и по росту. Аркадий Захаров из 31-го стрелкового Краснознамённого полка, что чеканил шаг в сводном полку 1-го Прибалтийского, рассказывал, как комдив Баурджан Мамыш Улы, узнав, что рост офицера 171 сантиметр, поручил «взять поменьше головной убор, чтобы не очень надевался на голову. Так «прибавили» недостающие 4 сантиметра. Месяц занимались строевой. И вот над головами воинов, выстроившихся на Красной площади в парадных мундирах, взвились боевые знамёна. Что чувствовал тогда, невозможно передать: гордость - победили, радость - выжил, воспоминания, грусть по погибшим, неимоверные усталость и подъём - всё смешалось». Парадные мундиры цвета морской волны тогда одеты впервые - до этого парадки были серыми. «Морс­кими», мокрыми, мундиры стали реально - ливень был с самого утра, воздушную часть парада пришлось отменить, но фронтовики называли тот дождь «слезами о павших, их душами, тоже участвовавшими в параде».
Самолёты над Красной площадью 75 лет назад не пролетели, хотя и готовились лётчики, но небо, затянутое тучами, не позволило. Зато боевые машины по брусчатке проехали. В одной из них находился Борис Нестерович Гармаш из 237-го Гвардейского зенитно-артиллерийского полка. Вспоминал, что участвовал в составе представителей воздушно-десантных войск. «Мы замыкали парад, ехали машинами, на бортах которых было изображение парашюта. Я сидел на скамейке справа в первом ряду. Должен был произнести команду «Раз», равнение на трибуну. Сожалею, что те, кому отдавал её, видели и руководство страны, армии, а я должен был, не поворачивая головы смотреть прямо на колонну, в указанном месте произнести «Два», что означало «отбой». Вместе с людьми и техникой в Параде Победы участвовали и животные-фронтовики - кони, собаки. На шинели Сталина главный кинолог Союза Александр Мазовер, что шагал во главе инженерно-сапёрных войск, нёс раненого бойца 14-й сапёрной бригады Джульбарса, обнаружившего почти 8 тысяч мин.
А ещё на параде 75 лет назад впервые вручались медали, учреждённые 9 мая, «За
Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Наша история, гордость и память.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.