Татьяна Абрамова: Играть на сцене и в кино - в удовольствие

22 Июнь 2020 1021
Татьяна Абрамова.
Татьяна Абрамова.

Досье: Актриса театра и кино, певица, телеведущая Татьяна Абрамова родилась в Тюмени. После окончания Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов по специальности «актёр и режиссёр драматического театра» служила на сцене санкт-петербургского театра «Суббота». Вела на РТР программы «Музыкальный экзамен» и «Шарман-шоу». С 1992 года снимается в кино. Среди наиболее успешных киноработ - роли в сериалах «Ростов-папа», «Марш Турецкого-2», «Две судьбы», «Всегда говори всегда», «Кавалеры морской звезды», «Лебединый рай», «Алхимик. Эликсир Фауста».

- Татьяна, вы ведь дебютировали в кино студенткой?
- Да, училась на первом курсе, когда меня нашли ассистенты по актёрам «Ленфильма» и пригласили на главную роль в картине Виталия Соломина «Охота» по повести графа Евгения Салиаса де Турнемира «Крутоярская царевна». Дебют был очень ответственный, потому что играла со знаменитыми артистами Алисой Бруновной Фрейндлих, Василием Ливановым, Борисом Ливановым. Я - совсем юная, только семнадцать лет исполнилось. Но старшие товарищи многому меня научили, относились с большой теплотой. Судя по тому, что получила приз «За лучший дебют» на кинофес­тивалях в Канаде и в Риге, с ролью справилась.
- Большому везению всегда предшествуют какие-то яркие события, благодаря которым на актёра, особенно начинающего, обратят внимание. Где вы «засветились»?
- С детства пою, окончила музыкальную школу, с 16 лет участвовала во всех телевизионных музыкальных конкурсах. После одного из них обо мне написали статью в ленинградской газете «Смена». Как оказалось, статья хранилась у ассистентки по актёрам, благодаря ей я и попала на экран.
- В другой профессии себя не представляете?
- Я просто не смогла бы выразить себя в другом деле. Именно от выступлений на сцене, от работы над фильмами я получаю удовольствие. Даже когда не сразу всё получается, когда тяжело даются переезды во время гастролей. Мы ведь с Юрой по всей стране ездим (муж Татьяны - актёр Юрий Беляев - Л. О.) Не так давно две недели по Сахалину катались. Весна, бездорожье, проехать только на джипе можно. Каждый день в новом городе играли спектакль «Не торопитесь прощаться». А разница во времени с Москвой восемь часов. Для тебя только утро, а у зрителей вечер, надо переключаться - сонным не сыграешь. Ничего, выдержали.
- Там было также волнительно играть, как в столице?
- Выходить на сцену везде волнительно. Никогда не знаешь, как зритель воспримет твою работу. А халтуру нигде не любят, фальшь чувствуют, на искренность откликаются. Поэтому всегда надо выкладываться по полной, что называется.
- Любите бывать на фестивалях?
- Это же часть любимой работы. Интересно посмот­реть, как зрители реагируют на картину, хочется с ними пообщаться, с коллегами. Фестивалей нынче много, на все не попадёшь, приходится выбирать. На «Солнечный остров» второй раз с Юрой приезжаем. Очень уж здесь хорошая атмосфера, благодарные зрители. Евпаторию мы очень полюбили.
- Вы часто выступаете с благотворительными концертами, а куда идут средства от них?
- На одних собираем деньги для восстановления православных храмов. На других - для больных детей. Все артисты выступают бесплатно, но билеты мы продаём - получается взнос и каждого актёра, и зрителя в общее дело. Чтобы сделать концерты доступными, цену на билеты ставим невысокую: от 500 рублей. Кто может дать больше - даёт. Кто не может купить билет, пускаем в зал бесплатно. А там уже люди опускают в ящик кто сколько может - пятьдесят, сто рублей.
- Все, кого приглашаете, соглашаются выступать на таких концертах?
- Никто не отказывается, все звёзды - с нами! На одном концерте как-то собрались Александр Маршал, Зара, Олег и Родион Газмановы, Денис Клявер, Сосо Павлиа­швили. Ведущими были Дима Дибров, Валдис Пельш, Ирина Лачина. Для зрителей каждое их выступление - праздник.
А организаторам огромная поддержка.
- Какие жанры в театре и кино вам ближе?
- У нас с жанрами сейчас, что называется, «напряжёнка». Можно, скорее, говорить, в каких жанрах хотелось бы поработать. Совершенно ушли из нашего кинематографа, и даже из телевизионного кино музыкальные фильмы, которые я очень люблю и смот­реть, и сниматься в них. У нас сейчас самый «потребляемый» жанр - мелодрама. Мало по-настоящему захватывающих детективных историй. Вместо них - смесь детектива с мелодрамой, когда теряется основная мысль - о чём же снятая история, что хотели сказать. Хороших приключенческих фильмов нет. Вместо них приключенческие комедии с каким-то не всегда понятным, невнятным и несмешным юмором. Из полномасштабных сказок можем назвать только два фильма - «Последний богатырь» и «Снежная королева». Мне было бы очень интересно сняться в сказке. Начали, правда, появляться детские фильмы. Взять трилогию «Частное пионерское», которую и на «Солнечном острове» показывали. Хороший фильм. Но не совсем приключенческий. Это больше повествовательное кино. А ребятам нужно что-то остро захватывающее.
- Многие считают, что отрицательные роли легче играть. А вы что скажете?
- Лёгких ролей вообще нет. Но положительных персонажей играть действительно сложнее. Из отрицательного ничего не вытаскиваешь - достаточно буквально несколько красок, ты их сразу используешь. А для положительного надо найти изюминку, чтобы он стал интересным. Самые же сложные - комедийные роли. В них ты должен своей органикой, естественным поведением быть смешным. Почему клоуны всегда грустные в жизни? Потому что у них по-настоящему тяжёлая работа.
- В кино было работать легче при художественных советах или сейчас, когда их нет?
- Художественные советы были разные. Что-то хорошее в советские времена запрещали. Многие фильмы ложились на полку, а потом получали призы, но сколько нервов это стоило режиссёрам! Хорошо, если режиссёр был хитрым, как, скажем, Леонид Гайдай, которого заставляли убрать многие значимые для него сцены из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», усмотрев в них «антисоветчину». И он придумал потрясающий ход. Фильм заканчивался атомным взрывом. По поводу этого был самый громкий крик «Убрать!!!». Он его и убрал. А все остальные оставил. Проскочило: запоминается ведь больше всего первый и последний кадр. Теперь у нас продюсерское кино. И новые страдания. Потому что продюсеры - это люди, которые раньше работали директорами съёмочных групп в лучшем случае. А некоторые были председателями колхозов или где-то ещё трудились вдали от кино. У них были деньги, они сумели приватизировать кинопроизводства и теперь руководят кинопроцессом по своему разумению. Решают, кто будет снимать, кого будут снимать, по чьему сценарию. Диктуют, как делать кино. И в этом их и наша большая беда. Поэтому и заговорили о возвращении худсоветов. Я - «за». Надо только тщательно продумать, кого в них включать.
- Кроме Евпатории, у вас есть в Крыму любимые места?
- Их много, а самое любимое - монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Бахчисарае. Приезжая на полуостров, обязательно там бываем каждый раз.

- Татьяна, вы ведь дебютировали в кино студенткой?
- Да, училась на первом курсе, когда меня нашли ассистенты по актёрам «Ленфильма» и пригласили на главную роль в картине Виталия Соломина «Охота» по повести графа Евгения Салиаса де Турнемира «Крутоярская царевна». Дебют был очень ответственный, потому что играла со знаменитыми артистами Алисой Бруновной Фрейндлих, Василием Ливановым, Борисом Ливановым. Я - совсем юная, только семнадцать лет исполнилось. Но старшие товарищи многому меня научили, относились с большой теплотой. Судя по тому, что получила приз «За лучший дебют» на кинофес­тивалях в Канаде и в Риге, с ролью справилась.
- Большому везению всегда предшествуют какие-то яркие события, благодаря которым на актёра, особенно начинающего, обратят внимание. Где вы «засветились»?
- С детства пою, окончила музыкальную школу, с 16 лет участвовала во всех телевизионных музыкальных конкурсах. После одного из них обо мне написали статью в ленинградской газете «Смена». Как оказалось, статья хранилась у ассистентки по актёрам, благодаря ей я и попала на экран.
- В другой профессии себя не представляете?
- Я просто не смогла бы выразить себя в другом деле. Именно от выступлений на сцене, от работы над фильмами я получаю удовольствие. Даже когда не сразу всё получается, когда тяжело даются переезды во время гастролей. Мы ведь с Юрой по всей стране ездим (муж Татьяны - актёр Юрий Беляев - Л. О.) Не так давно две недели по Сахалину катались. Весна, бездорожье, проехать только на джипе можно. Каждый день в новом городе играли спектакль «Не торопитесь прощаться». А разница во времени с Москвой восемь часов. Для тебя только утро, а у зрителей вечер, надо переключаться - сонным не сыграешь. Ничего, выдержали.
- Там было также волнительно играть, как в столице?
- Выходить на сцену везде волнительно. Никогда не знаешь, как зритель воспримет твою работу. А халтуру нигде не любят, фальшь чувствуют, на искренность откликаются. Поэтому всегда надо выкладываться по полной, что называется.
- Любите бывать на фестивалях?
- Это же часть любимой работы. Интересно посмот­реть, как зрители реагируют на картину, хочется с ними пообщаться, с коллегами. Фестивалей нынче много, на все не попадёшь, приходится выбирать. На «Солнечный остров» второй раз с Юрой приезжаем. Очень уж здесь хорошая атмосфера, благодарные зрители. Евпаторию мы очень полюбили.
- Вы часто выступаете с благотворительными концертами, а куда идут средства от них?
- На одних собираем деньги для восстановления православных храмов. На других - для больных детей. Все артисты выступают бесплатно, но билеты мы продаём - получается взнос и каждого актёра, и зрителя в общее дело. Чтобы сделать концерты доступными, цену на билеты ставим невысокую: от 500 рублей. Кто может дать больше - даёт. Кто не может купить билет, пускаем в зал бесплатно. А там уже люди опускают в ящик кто сколько может - пятьдесят, сто рублей.
- Все, кого приглашаете, соглашаются выступать на таких концертах?
- Никто не отказывается, все звёзды - с нами! На одном концерте как-то собрались Александр Маршал, Зара, Олег и Родион Газмановы, Денис Клявер, Сосо Павлиа­швили. Ведущими были Дима Дибров, Валдис Пельш, Ирина Лачина. Для зрителей каждое их выступление - праздник.
А организаторам огромная поддержка.
- Какие жанры в театре и кино вам ближе?
- У нас с жанрами сейчас, что называется, «напряжёнка». Можно, скорее, говорить, в каких жанрах хотелось бы поработать. Совершенно ушли из нашего кинематографа, и даже из телевизионного кино музыкальные фильмы, которые я очень люблю и смот­реть, и сниматься в них. У нас сейчас самый «потребляемый» жанр - мелодрама. Мало по-настоящему захватывающих детективных историй. Вместо них - смесь детектива с мелодрамой, когда теряется основная мысль - о чём же снятая история, что хотели сказать. Хороших приключенческих фильмов нет. Вместо них приключенческие комедии с каким-то не всегда понятным, невнятным и несмешным юмором. Из полномасштабных сказок можем назвать только два фильма - «Последний богатырь» и «Снежная королева». Мне было бы очень интересно сняться в сказке. Начали, правда, появляться детские фильмы. Взять трилогию «Частное пионерское», которую и на «Солнечном острове» показывали. Хороший фильм. Но не совсем приключенческий. Это больше повествовательное кино. А ребятам нужно что-то остро захватывающее.
- Многие считают, что отрицательные роли легче играть. А вы что скажете?
- Лёгких ролей вообще нет. Но положительных персонажей играть действительно сложнее. Из отрицательного ничего не вытаскиваешь - достаточно буквально несколько красок, ты их сразу используешь. А для положительного надо найти изюминку, чтобы он стал интересным. Самые же сложные - комедийные роли. В них ты должен своей органикой, естественным поведением быть смешным. Почему клоуны всегда грустные в жизни? Потому что у них по-настоящему тяжёлая работа.
- В кино было работать легче при художественных советах или сейчас, когда их нет?
- Художественные советы были разные. Что-то хорошее в советские времена запрещали. Многие фильмы ложились на полку, а потом получали призы, но сколько нервов это стоило режиссёрам! Хорошо, если режиссёр был хитрым, как, скажем, Леонид Гайдай, которого заставляли убрать многие значимые для него сцены из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», усмотрев в них «антисоветчину». И он придумал потрясающий ход. Фильм заканчивался атомным взрывом. По поводу этого был самый громкий крик «Убрать!!!». Он его и убрал. А все остальные оставил. Проскочило: запоминается ведь больше всего первый и последний кадр. Теперь у нас продюсерское кино. И новые страдания. Потому что продюсеры - это люди, которые раньше работали директорами съёмочных групп в лучшем случае. А некоторые были председателями колхозов или где-то ещё трудились вдали от кино. У них были деньги, они сумели приватизировать кинопроизводства и теперь руководят кинопроцессом по своему разумению. Решают, кто будет снимать, кого будут снимать, по чьему сценарию. Диктуют, как делать кино. И в этом их и наша большая беда. Поэтому и заговорили о возвращении худсоветов. Я - «за». Надо только тщательно продумать, кого в них включать.
- Кроме Евпатории, у вас есть в Крыму любимые места?
- Их много, а самое любимое - монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Бахчисарае. Приезжая на полуостров, обязательно там бываем каждый раз.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.